В течение пяти дней на Гаити находилась группа священнослужителей Русской Православной Церкви Заграницей во главе с епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом. В поездке приняли участие администратор миссии РПЦЗ на Гаити протоиерей Даниил Маккензи, его супруга София, помощник администратора миссии священник Матфей Уильямс и диакон Андрей Руденко. О нынешнем положении православной общины острова священник Матфей Уильямс рассказал корр. cайта Попечительского фонда о нуждах РПЦЗ.
— Какова была цель поездки?
— Мы хотели оказать моральную поддержку миссии и оценить ее нужды после землетрясения в январе. Мы посетили шесть из семи приходов: в городах Жакмеле, Леогане, Фонтамаре (это район в г. Порт-о-Пренс) и основную церковь в Порт-о-Пренсе, в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
— Какое у Вас сложилось впечатление от жизни на Гаити?
— Большой процент населения все еще живет в палатках. В Порт-о-Пренсе особенно много палаточных городов. В палатках живут и многие члены миссии. Условия очень тяжелые. Жизнь еще долго не вернется к гаитянским стандартам. Норма для гаитян сильно отличается от того, к чему привыкли мы. К примеру, водопровод в доме — это не норма, электричество подается только в течение нескольких часов в день.
— Что изменилось с Вашего последнего визита?
— Особенно заметно отсутствие некоммерческих организаций. Я видел только две-три некоммерческие организации, которые все еще остаются в стране. Это значит, что члены миссии, как и другие гаитяне, не получают нужной помощи, обещанной им мировым сообществом. Они не получают помощи от других организаций. Члены нашей миссии могут рассчитывать только на помощь православных.
Складывается впечатление, что многие просто забыли о положении Гаити. Пресса мало что об этом пишет. Недавно я читал, что более 90% обещанной мировым сообществом помощи Гаити получено не было.
— Какой прогресс в жизни миссии Вы заметили с Вашей прошлой поездки?
— В прошлый раз я поехал на Гаити сразу после землетрясения в январе, когда в стране царил хаос. С тех пор две пострадавшие в ходе землетрясения церкви, которые принадлежат миссии, были отремонтированы. Это церковь св. Моисея в Фонтамаре (район г. Порт-о-Пренс) и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Порт-о-Пренсе. Вновь открылись приходские школы, налаживается церковная жизнь общины.
— Каково положение членов миссии?
— Члены миссии живут очень по-разному. Некоторые живут в сравнительно неплохих условиях, и у них есть какие-то свои способы выжить. Многие члены миссии, особенно в Леогане, живут в палатках, и им не на кого положиться.
— Во время визита в Вашинтон в феврале этого года матушка Роуз Легутэ, супруга отца Грегуара, говорила, что дети на Гаити настолько травмированы землетрясением, что перестали играть и вообще не ведут себя, как дети. Что-нибудь изменилось?
— Дети отца Грегуара мало играют. Я привез по игрушке обеим его дочерям. Они были благодарны, но не особенно заинтересованы. Возможно, это значит, что ничего не изменилось, а может, я просто не умею выбирать хорошие игрушки.
— Чем отличалась эта поездка от прошлой?
— Январская поездка была очень тяжелой. Когда я вылетел на Гаити, я понятия не имел, выжил ли кто-нибудь из членов миссии или духовенства. Эмоциональная подготовка также сильно отличалась. В прошлый раз мне нужно было концентрироваться на оказании медпомощи. Я также пытался добраться до ближайших приходов, чтобы разобраться в обстановке.
Эта поездка была намного лучше спланирована. За пять дней мы дважды отслужили Литургию и благодарственный молебен в Жакмеле, где в будущем будет построена церковь.
Был рукоположен диакон, отец Жюль — брат отца Жана. В настоящее время он будет служить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Порт-о-Пренсе. Кроме того, дай Бог, поедет учиться в семинарию во Франции.
Были пострижены 14 чтецов из шести приходов. Должно было быть пострижено еще два чтеца, но они оказались в пробке на дороге и не смогли вовремя попасть на Литургию. В отсутствие священника чтецы будут помогать проводить службы мирским чином.
Пять членов миссии были приняты в семинарию Московского Патриархата во Франции. Сейчас они ждут визы.
— Каковы главные нужды миссии в настоящее время?
—Им нужна помощь в трех областях. Во-первых, миссии требуется ежедневная поддержка. Духовенству приходится путешествовать по семи приходам, что требует определенных затрат. Члены миссии не в состоянии содержать духовенство.
Кроме того, митрополит Иларион благословил еще два проекта. Во-первых, программу помощи православным семьям Гаити (Haiti Orthodox Family Relief Program — HOFR), которая предлагает приходам и отдельным лицам возможность оказывать прямую финансовую поддержку православным семьям, отобранным духовенством Гаити, и завязать отношения с теми, кому они помогают.
Второй проект — фонд строительства церкви в Жакмеле. Это бурно развивающаяся община во имя блаженного Августина. Жакмель находится в нескольких часах езды от Порт-о-Пренса. Владыка Иларион также благословил открыть фонд сбора средств, чтобы через определенное время построить церковь на земельном участке миссии.
Больше всего миссии нужны наши молитвы. Мы просим вас молиться за духовенство: отцов Жана, Грегуара и Жюля, а также и за всех остальных членов православной миссии на Гаити.
Патриархия.ru