Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в обращении к участникам православной смены лагеря «Селигер», православное лидерство кардинально отличается от светского: «Спаситель — Царь царей, или, в категориях современности, Лидер лидеров — был кроток и смирен сердцем (см. Мф. 11:29). И именно в этом особенность православного лидерства. <…> Принимая решения, касающиеся других, лидер не должен считать себя лучше других, ибо каждый из тех, кому мы предводительствуем, может в чем-то превосходить и нас. Всякий, кто ведет за собой других, должен понимать, что он сам призван идти вослед Христу и подчинять свою волю Его воле. Благо подчиненных есть не средство, но цель лидера, и подлинное ответственное служение руководителя может простираться до жертвенного подвига».
О природе и перспективе лидерства в Церкви в беседе с главным редактором портала «Православие и мир» Анной Даниловой рассуждает игумен Петр (Еремеев), ректор Российского Православного института святого Иоанна Богослова.
— Отец Петр, как Вы думаете, услышит православная молодежь призыв Патриарха?
— Молодежь вообще самая восприимчивая к призывам и идеям аудитория. Пока старшее поколение будет дискутировать, молодежь с ходу перейдет к действию. Поэтому, думаю, что молодежь — именно та среда, которая как раньше, так и сегодня является самой отзывчивой и благодатной средой для обращения Пастыря. Я бы даже не стал, отвечая на Ваш вопрос, делить российскую молодежь по религиозному признаку, ведь Патриарх говорил вообще о жизненной позиции современного молодого человека.
Другое дело, что подобные слова, наполненные жизненной силой, опытом, переживаниями, кроме Святейшего Патриарха и, может быть, еще трех-пяти человек, сегодня в общенациональном масштабе нашей молодежи никто больше не говорит. Я скорее именно в этом вижу проблему, потому что отсутствие преемственности поколений, упразднение самого принципа передачи опыта от поколения к поколению способно привести общество к потере традиционных ценностей и к деградации.
К сожалению, у Церкви все еще недостаточно ресурсов, с помощью которых слово Патриарха было бы доступно самой широкой молодежной среде. Тем более слово, посвященное лидерству, жизненной позиции.
— Кто в Вашем понимании лидер?
Лидер — это тот человек, который является ориентиром для других людей, своеобразным флагманом. Недаром во многих зарубежных энциклопедиях под лидером понимается идущий впереди корабль, передовой дозорный, ведущий караван к цели. В человеческом обществе невозможно обойтись без настоящих лидеров, способных послужить людям, указать дорогу, повести их за собой и привести к нужной цели.
— Но как соотносятся между собой такие понятия как лидер и смирение? Лидерство и христианское смирение: не противоречат ли они друг другу?
— А как Вам такое словосочетание: «смиренный лидер»? Согласитесь, режет слух. Хотя примеров тому очень много, и первый — Сам Спаситель, Земная жизнь нашего Господа представляет для верующих совершенный пример. Он заповедовал нам учиться у него смирению: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Христос явил нам образец настоящего лидерства, способного изменить людей и весь окружающий мир.
На бытовом уровне христианской жизни смиренное лидерство особенно хорошо видно на примере избрания настоятеля монастыря. Монашествующая братия выбирает себе в игумены человека наиболее искусного в добродетелях, а значит, и в смирении. В мирском понимании — выбранный игуменом монах становится лидером в этой группе людей. Свое лидерство он использует для духовного совершенствования братии монастыря, для служения им во их благо.
— Но для многих смирение — это уступчивость, слабость и даже трусливость?
По слову мыслителя Николая Бердяева, «смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью». Хотя для неверующих людей совершенно непонятно, в чем заключается духовная мощь смиренного человека, но именно смиренный человек, обладающий исключительной духовной силой, поданной ему Господом Иисусом Христом, способен повести за собой людей, совершить героический поступок, сделать что-либо, что не под силу иному человеку.
В христианском понимании смирение представляет собой противоположность эгоизму, гордыне. Эгоизм и гордыня, часто присущие лидерам современного мира, не позволяют им по-настоящему заботиться о близких, искренне служить окружающим людям, так как внутреннее «эго» поедает такого лидера изнутри. Являясь признанным лидером, имея атрибуты власти, подобный лидер не будет являться таковым по существу. За настоящим же лидером люди будут следовать не по приказу, а из-за высокой степени доверия и уважения к нему. Лидер, не обладающий качеством смирения, способен только брать, потому что ему нечего отдать другим людям, он способен вести людей только к своей цели, но не к цели, которая желанна другими людьми, полезна им. Важно отметить, что под смирением святоотеческая традиция часто понимает также и мирную жизнь человека, достижение внутренней гармонии.
Смирение заставляет человека пересмотреть и переоценить свое отношение к другим людям. Главное предназначение истинного лидера — отдавать и служить.
— Значит, если современный лидер не обладает христианским смирением, то он уже не может принести людям пользы?
— Лидер, не обладающий смирением, не способен принести пользу обществу, окружающим его людям. Мне кажется, что именно отсутствие должных христианских качеств позволяет современным лидерам избирать путь обогащения, используя ту власть, которая оказалась в их руках. Мировая история дает нам множество свидетельств того, как цари, вожди, военачальники, духовные лидеры, которые пренебрегали смирением, превращались в безумных, жестоких и честолюбивых правителей, принесших много бед людям. Конец таких лидеров известен.
Сейчас, имея перед собой яркие примеры из истории человеческой цивилизации и современной жизни, мы должны приложить все усилия, чтобы воспитать, взрастить из молодого поколения истинных лидеров, обладающих качествами честности, справедливости, милосердия и, конечно же, смирения, без которого не будет доброго пастыря, наставника, лидера.
— Но в мирском понимании лидерство рассматривается как путь к успеху, а не как путь достижения некой добродетели...
— К сожалению, это так. Многие молодые люди понимают лидерство как лестницу успеха, преуспевания, богатства, популярности. Современный мир извратил это понятие, наделив его свойствами сомнительного качества, которые молодежью воспринимаются в качестве истинных образцов поведения лидера.
На память приходит один случай, который произошел со мной в период моего дальневосточного церковного послушания. По приглашению председателя Законодательной думы Хабаровского края я принял участие в ежегодном собрании молодых парламентариев края и всего региона, которое было посвящено теме лидерства и успеха. Ведущий представил меня как успешного лидера, который своей деятельностью достиг значимых результатов. Чтобы правильно построить разговор, мне пришлось сразу признаться, что согласно современному пониманию лидерства и успешной карьеры я скорее являюсь неудачником. Ну а как иначе современная молодежь в своем большинстве может расценить тот факт, что вчерашний проректор Московской духовной академии оказывается на периферии страны проректором провинциальной семинарии!
Мне пришлось «перезагрузить» аудиторию, чтобы предложить собеседникам иной взгляд на лидерство, карьеру, успех. Мы говорили о том, что истинные добрые качества человека раскрываются и формируются в служении другим. В итоге оказалось, что с точки зрения возможности принесения большей пользы обществу, государству, Церкви — а значит, и себе — мой переезд из столицы на Дальний Восток стал успешным этапом моей жизни.
Именно способность служить людям, заботиться о ближних являются истинным показателем успешности жизненного пути человека. Насколько человек полезен обществу, насколько он отдает себя другим людям, с любовью и терпением совершая свое служение, настолько он успешен, настолько правильно развиваются его лидерские качества. Едва ли такие показатели, как количество наград, высота положения в «табелях о рангах» или материальный достаток могут быть истинными критериями успешности или благополучия, ведь часто высокопоставленные и богатые люди в душевном устроении глубоко несчастливы и неустроены.
— Как Вам кажется, что в первую очередь должен уметь настоящий лидер?
— Настоящий лидер, в первую очередь, должен уметь учиться, слушать других людей. Истинный лидер слушается совета и принимает наставления. Лидер, которым властвует гордыня, не принимает наставлений и советов; он уверен, что он никогда не допустит ошибки и не сделает ничего неправильного. Лидер, способный слушать советы, признающий свои ошибки, является добрым наставником для людей, доверившихся ему.
Умение слушать и слышать других, смиренное отношение к себе порождают скромность, являющуюся качеством, которое бесспорно украшает человека и свидетельствует о его внутренней духовной силе, о его собранности и чистоте.
— Как можно воспитать или развить стремление к лидерству у молодого человека, нужно ли это делать?
— Думаю, что лидерские качества присущи не каждому человеку. У нас есть разные таланты, способности, которые необходимо развивать. Об это хорошо сказал апостол: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4, 10).
В человеческом обществе есть разные социальные роли. И если все люди постараются взять на себя роль лидера, то это нарушит гармонию человеческих отношений. Человеческое общество должно представлять собой «тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена» (Еф. 4:16).
Но при этом нельзя допустить, чтобы человек, обладающий лидерскими качествами, зарыл свой талант в землю. Нужно помнить библейскую притчу о талантах и о том человеке, который, получив от Господина талант, так и не дал ему рост. Мы должны помочь молодым людям раскрыть свои таланты, способности, дары, которыми наделил их Господь. Нашему народу нужны лидеры, которые будут служить ему, беречь и защищать его.
Воспитывать же лидеров нужно на примерах жизни истинных лидеров, как об этом и сказал Святейший Патриарх. В первую очередь, совершеннейшим примером лидерства является Христос. Также примером лидерства могут послужить апостолы, святые Церкви, выдающиеся российские государственные мужи, деятели культуры и искусства, которые брали пример с Христа и нас призывают к тому же. И личный пример современных настоящих лидеров через слово и поступок может научить необходимым качествам молодежь, которая нуждается в близких, осязаемых примерах лидерства.
— Ваш институт переживает сегодня сложный этап возрождения. Ставите ли Вы перед вузом задачу подготовки лидеров, останутся ли у Вас и у Ваших коллег силы формировать лидерские качества у студентов?
— Наше теперешнее положение предоставляет нам с коллегами замечательную возможность на практике применить только что сказанные мной слова. В любой ситуации — и в большей степени в ситуации сложной, тяжелой — надо до конца оставаться верным христианским принципам.
Для себя я принял решение не получать заработную плату до тех пор, пока институт не покроет все долги по зарплате преподавателям, которые образовались еще до моего назначения в РПИ. Как руководитель вуза я должен отвечать по долгам института, должен заботиться о людях. Не только в силу большого объема стоящих передо мною сегодня задач, но и в качестве личного примера я должен первым приходить в институт и последним выходить из него. Такое поведение является для меня естественным, так меня учили и так поступали мои наставники и учителя.
Равным образом сегодня ведут себя и некоторые мои коллеги. Я рад, что постепенно в вузе формируется ядро единомышленников. Надеюсь, что со временем наша студенческая и профессорская общность будет единомышленна в подражании Христу. Эта внутренняя духовная работа будет, конечно, служить формированию, развитию у студентов и преподавателей лидерских качеств.
— А в РПИ планируется какая-либо специальная работа с молодежью?
— Если Вы имеете в виду организованные формы работы с молодежью, то и они у нас обязательно будут. Сейчас мы разрабатываем программу внеучебной и воспитательной работы, в которой значительное внимание будет уделено формированию духовно-нравственных качеств студентов, выявлению и развитию лидерских качеств и иных способностей. Сам принцип работы остается неизменным. Мы надеемся создать такую атмосферу в институте, таким образом организовать занятия и свободное время студентов, чтобы у них развивались те качества, те таланты, которыми их наделил Господь.
— Отец Петр, большое спасибо Вам за интервью. Желаем Вам и преподавательскому составу Российского Православного института помощи Божией в воспитании смиренных и эрудированных лидеров!
«Православие и мир»/Патриархия.ru