Статья первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 8, 2010).
Каковы перспективы реформирования духовного образования в Русской Православной Церкви? Как известно, реформы были инициированы еще покойным Святейшим Патриархом Алексием II и соответствующими постановлениями Синода и Архиерейских Соборов. Реформирование духовного образования было утверждено как императив, однако за прошедшие годы цели и задачи реформы не раз подвергались корректировке. Поэтому сейчас возникла необходимость углубить наше понимание того, какими должны стать духовные школы, чтобы отвечать вызовам времени и новым нуждам Церкви.
Бакалавриат, магистратура и аспирантура. До сих пор реформирование системы духовного образования в значительной мере ограничивалось изменением формулы взаимоотношений семинарии и академии. Сначала была формула обучения «4+4» (4 года в семинарии и 4 года в академии), потом перешли на формулу «5+3» (5 лет в семинарии, 3 — в академии). Дискуссия разворачивалась в основном вокруг выбора одной из этих схем, то есть речь шла о количественных категориях. Однако были и качественные подвижки. В частности удалось ввести специализацию в духовной академии, где было выделено четыре направления: богословское, церковно-практическое, церковно-историческое и библейское. Однако вопрос о формулах по-прежнему остается актуальным, сегодня он должен решаться исходя из задачи повышения качества образования.
На нынешнем этапе речь идет о переходе с двухуровневой системы обучения (семинария-академия) на трехуровневую, включающую в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.
Бакалавриат, базой для которого должна стать семинария, предполагает приобретение фундаментальных знаний и навыков в области богословия и пастырского служения и имеет свой целью подготовку священнослужителей. Поэтому главная цель бакалаврской программы — воспитать будущего пастыря.
На уровне магистратуры студент должен творчески переосмыслить то, что он получил в семинарии, а также пройти специализацию по одному из выбранных направлений. Важно, чтобы на этом уровне человек имел возможность выйти за рамки той системы, в которой он сформировался. Поэтому для студентов магистратуры будут доступны программы обмена с другими вузами, в том числе и зарубежными. Предполагается, что выпускники магистратуры будут занимать ответственные административные позиции в епархиях.
Что касается аспирантуры, то на этом уровне студент должен сформироваться как ученый-богослов, способный проводить самостоятельные исследования и тем самым развивать православную науку. В аспирантуре практически не будет лекций, но лишь отдельные семинары. Основное время студенты будут посвящать написанию кандидатских или докторских работ. Выпускники аспирантуры будут иметь возможность преподавать в системе духовного образования либо в светских вузах.
Качественное изменение преподавания. Все эти преобразования, естественно, требуют качественных изменений в подходах к преподаванию и формированию учебных программ. Такая необходимость продиктована глобальными изменениями роли знаний и информации в жизни современного человека. Мы являемся свидетелями информационной революции, связанной с тем, что человечество накопило огромное количество информации, и сегодня эта информация стала в принципе доступна каждому. Если до недавнего времени задача по большей части заключалась в том, чтобы найти нужную информацию, то сейчас проблема в том, как выделить в существующем океане информации то, что необходимо для решения конкретной задачи.
В связи с этим образование переориентируется с получения знаний на приобретение навыков. До недавнего времени результат образования понимался как овладение суммой знаний, которые обучающийся должен был запомнить. Сегодня получение конкретных знаний само по себе является элементарной задачей — человек просто выходит в интернет. Проблема в том, что дальше делать с этой информацией, и на этот вопрос призвана отвечать современная система образования. Она нацеливается в первую очередь на формирование комплексных навыков, которые позволяют творчески применять полученные знания. Современный студент должен активно участвовать в приобретении знаний. Задача же преподавателя меняется от простой ретрансляции знаний к тому, чтобы научить студента добывать знания самостоятельно и ориентироваться в существующем море знаний.
Таким образом, система получения знаний в новой структуре духовного образования должна быть дополнена системой приобретения навыков самостоятельного адаптирования знаний к тем или иным ситуациям. Важно, чтобы те богословские знания, которые получает студент в семинарии или академии, он мог эффективно и творчески применять в своей пастырской или академической деятельности.
Новые цели образования и современные формы обучения. Важнейшим фактором в процессе образования становится самостоятельная работа студента. Многие из нас прошли через старую классическую семинарскую систему, в которой процесс получения знаний сводится к сидению на лекциях, когда преподаватель держит перед собой конспект и почти механически зачитывает оттуда урок. В лучшем случае преподаватель, если он хороший специалист, может выйти за рамки конспекта и рассказать что-то от себя. Студент же чаще всего пассивно воспринимает определенный объем знаний, передаваемый преподавателем.
В новой системе лекция становится интерактивной — она предполагает активную вовлеченность студента в процесс получения знаний и навыков. В целом в современной системе образования лекции перестают быть доминирующей частью процесса образования, на них отводится лишь около половины учебного времени, остальное — это самостоятельная работа в виде семинаров, чтения учебной литературы и т.п.
В связи с этим меняется и отношение к учебному пособию. Сейчас студенту достаточно выйти в интернет, чтобы найти гораздо больше информации, чем содержится в любом учебнике. В новой системе учебник формирует лишь рамочное понимание предмета. И студент должен уметь самостоятельно наполнять эти рамки знаниями, необходимыми для решения той или иной задачи. Для этого одного только учебника становится недостаточно. Необходимы, во-первых, советы преподавателя, а во-вторых, погружение в широкий круг дидактических материалов, куда входят монографии и научные статьи. Студент должен погрузиться в этот круг чтения, чтобы научиться ориентироваться в массивах знаний. Характерной чертой современной научной литературы является вариативность мнений. В рамках рекомендуемой литературы можно встретить различные точки зрения на один и тот же вопрос, и это не должно никого обескураживать. Студенты должны уметь не теряться в этой вариативности, которая способствует формированию объемности знаний.
Традиционно мерой знаний у нас является количество часов, отсиженных студентами в аудиториях. Современная образовательная система от этого постепенно уходит. Зачетные единицы, на которые переходит образовательная система, измеряют множество параметров образовательного процесса. Это часы, проведенные в аудитории, на семинарских занятиях, количество письменных работ, объем самостоятельно прочитанной литературы и даже время, требуемое на подготовку к экзамену.
Новая система образования ориентируется не на соблюдение тех или иных процедур (количество лекций, пройденных экзаменов), но на приобретение комплексных результатов обучения, которые задаются конечным потребителем, в нашем случае — Церковью. Именно Церковь должна определять, какие знания и навыки необходимы для выпускников системы духовного образования. Государство же как регулирующий орган должно лишь подтверждать, что система образования действительно соответствует нуждам заказчика, то есть Церкви. Если система образования соответствует нуждам заказчика, государство обязано признавать такую систему.
Новый подход является предпосылкой для скорейшего признания системы духовного образования государством. Но и государственное признание не является самоцелью проводимых преобразований. Применение всех изложенных выше образовательных инноваций призвано качественно изменить характер образования, получаемого в наших духовных школах. Цель этих изменений — не в реформах ради реформ, но в повышении уровня подготовки пастырей, а также взращивании новых профессорско-преподавательских и исследовательских кадров.