1 сентября 2010 года, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые атаманы, руководители казачьего сообщества, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня особый день. Мы вспоминаем событие 1591 года, когда по милости Божией через чудо, явленное от Донской иконы Божией Матери, Москва была спасена от последнего опасного нашествия татар из Крыма. Мощное войско, которое подошло к Москве и укрепилось на Воробьевых горах, значительно превосходило силы, выступившие на защиту города.
Здесь, на этом месте, стояло русское воинство, и здесь же был домовый храм, в котором находилась Донская икона Божией Матери. Неслучайно именно эту икону принесли сюда в тот момент, когда грозная опасность нависла над Москвой, потому что в 1380 году, на Куликовом поле, перед этой иконой, что ныне стоит здесь перед всеми вами, молился святой благоверный князь Дмитрий Донской, молилось все наше воинство. Перед ними также был враг, превосходящий по силе. Но какая горячая вера была в сердцах людей, какая мощная внутренняя сила! Они знали, что это решающий бой, от которого зависит, будет ли освобождена Русь или еще на долгие столетия будет пребывать над ней иноземное владычество. Воины горячо молились перед святым чудотворным Донским образом и победили. Победили мужеством, силой духа, отвагой, победили презрением к смерти. Не было страха перед смертью, не было страха перед увечьями, хотя рукопашные бои оставляли страшные раны на теле людей. Всякое сражение означало физическое столкновение с противником — совсем не так, как в современных войнах, когда люди не знают и не видят тех, кого убивают смертоносные орудия. Это страшное личное соприкосновение с мощным врагом требовало колоссального мужества и, помимо физической силы, силы духовной. А уж если враг превосходил численно, если на одного воина приходилось двое противников, то какой же силой надо было обладать, чтобы победить врага! И наше войско победило на Куликовом поле, и благодарные донские казаки преподнесли сей образ, который был их святыней, полководцу — святому благоверному князю Дмитрию. Князь принес образ в Москву, и он хранился в Кремлевских храмах до того момента, когда враг снова подступил к столице. Тогда образ был изнесен сюда, на это место, и после того, как крестным ходом обошли Москву и крепко помолились Божией Матери, враг отступил.
Это отступление могущественного войска от стен Москвы по молитвам пред Божией Матерью, Ее Донской иконой, остается непонятным для людей, не способных иметь религиозный взгляд на историю. Мы же знаем, что сила Божия способна любые полки разметать. Сила Божия способна из камней соделать детей Аврааму (ср. Мф. 3:9), из духовно умирающих людей — живые источники веры и благочестия, из распадающейся нации, потерявшей ориентиры, веру и ценности — мощный и сильный народ, объединенный духовными ценностями и крепкой верой.
Сегодня нам не угрожает внешний противник, хотя всякое бывает и именно поэтому обороноспособность страны всегда должна быть надежной. Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят, как стояло татарское войско на Воробьевых горах и не было прямого противостояния между ним и русским лагерем, разбитом на месте, где ныне Донской монастырь. Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским — и в отношении духовных ценностей, и с точки зрения национальных интересов. Мы с легкостью пускаем врага в свой дом и очень часто проигрываем невидимую битву. Тогда мы начинаем говорить чужими словами, мыслить чужими мыслями, поклоняться чужим идеалам, которые сегодня чаще всего являются идеалами языческими, плотскими, греховными, страстными, увлекающими и человека как личность, и человеческое общество на путь погибели.
Нам есть о чем молиться сегодня перед Донской иконой Божией Матери — о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа, чтобы, несмотря на все те разделения, которые проведены были в истории по телу единой Святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать наши общие духовные интересы.
Как тогда, на Куликовом поле, так и во множестве иных случаев впереди были люди, которые особым образом посвящали себя на служение вере и Отечеству. Такими людьми были казаки, особым образом связанные и с Отечеством своим, и с Церковью. Ни одно воинское подразделение не связывало в своем уставе принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество. Отсюда произрастали особое мужество, духовная сила, смелость казаков, которые защищали Отечество на самых опасных рубежах. И если взять смуту XX века, то до конца именно казаки стояли за сохранение Святой Руси. Но Богу было угодно наказать нас, и все мы были наказаны: и Церковь, и казачество, и власть, и интеллигенция, и народ. Но искупив свои исторические грехи кровью, мы с упованием взираем сегодня на Донской образ Царицы Небесной и молимся о возрождении и Церкви, и народа, и казачества. Пусть Она, Царица Небесная, покрывшая Своим покровом войско русское на Куликовом поле, защитившая Своим предстательством пред лицом Сына Своего град наш Москву в опасные моменты соприкосновения с могучим противником в 1591 году, и сегодня простирает над нами Свой невидимый покров.
Я объявляю день Донской иконы Божией Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества. Я благодарю вас за то, что все вы сегодня съехались — атаманы, представители казачьих войск— с тем, чтобы в этот день, когда впервые отмечается общеказачий праздник, помолиться вместе с Патриархом. Я сердечно благодарю братьев архипастырей, у которых на территории епархий расположены казачьи войска и крупные казачьи подразделения, что они также вместе со мной и с руководителями казачества возносили сегодня свои молитвы перед Донской иконой Божией Матери.
Будем стремиться к тому, чтобы основывать жизнь свою на вере православной, возрастая духовно, становясь сильнее, становясь народом, который, впитав в себя весь трагизм исторического опыта и сделав соответствующие выводы, встал и идет по пути духовного и национального возрождения. Пусть Господь хранит историческую Русь, нашу страну — Российскую Федерацию, Церковь нашу, простирающую свой покров и омофор над всей исторической Русью. Да хранит Господь возрождающееся казачество на просторах исторической Руси! Да хранит Господь народ наш в вере, благочестии и чистоте! Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси