2006 год для настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) юбилейный. Исполняется 180 лет Мельничной обители, которую преподобный Серафим основал внутри Канавки. 15 лет назад начала возрождаться монашеская жизнь во вновь открытом монастыре.
Также 15 лет назад совершилось одно из значимых событий в жизни Русской Православной Церкви — перенесение мощей преподобного Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Дивеево.
Свой личный маленький юбилей — 15 лет настоятельства в Дивеевском монастыре — отмечает игумения Сергия (Конкова), матушка, под чьей опекой и заботой живут в обители около 400 насельниц — монахинь и послушниц. А сколько еще трудников, паломников и просителей приезжает в благословенное Дивеево, и всем нужно дать приют и оказать посильное внимание. Руководить таким огромным коллективом, управлять таким огромным хозяйством — удел избранных, ведь сколько нужно иметь мудрости и духовной зоркости, чтобы вникнуть во все проблемы, принять необходимые решения. В предпраздничные дни игумения Сергия дала интервью пресс-службе Нижегородской епархии.
— Матушка, многие пророчества преподобного Серафима сбываются в наше время, так же как и сто лет назад. Когда, по-вашему, Дивеево станет лаврой?
— Я думаю, назвать монастырь лаврой — это не самое главное. Главное — чтобы это была лавра по духу, чтобы наш монастырь не только украшался золотыми куполами, но и был источником и средоточием духовной жизни. Чтобы здесь не прекращалась горячая молитва к Богу и Царице Небесной. Чтобы все люди, приходящие сюда, черпали в нашем монастыре, у мощей батюшки Серафима, утешение и помощь духовную, — вот тогда это будет настоящая лавра.
— В год 180-летия основания Мельничной обители, благословленной батюшкой Серафимом, какие вопросы остаются наиболее актуальными для монастыря, какие планы на будущее зарождаются?
— 15 лет существует возрожденный Дивеевский монастырь, но, к сожалению, у нас еще есть проблемы. В частности, мы планируем открыть в школе, которая находится на территории Мельничной обители, медицинский центр «Надежда» для монашествующих из женских монастырей. Слава Богу, что школу наконец-то освободили и передали монастырю, но своими силами реализовать программу по устройству медицинского центра нам трудно, практически невозможно. Она предполагает широкий комплекс мероприятий, ведь это не только реставрация фасадов, но и перепланировка внутренних помещений под больницу. И здесь нам необходима помощь властей и благотворителей, без них просто не обойтись.
— Все ли монастырские помещения к настоящему моменту освобождены от прежних жильцов и переданы монастырю?
— К сожалению, нет. Внутри Канавки еще находится школа-интернат, в которой пока живут и учатся дети. В настоящий момент сложно сказать определенно, когда ее передадут в монастырскую собственность. Кроме того, не все миряне выселены из монастырских корпусов. Они проживают здесь, не имея права собственности на квартиры, из-за чего и у них, и у нас возникает много проблем. Это касается, в основном, приватизации жилья и права наследования, когда после смерти стариков родственники не имеют возможности продать или обменять освободившуюся жилплощадь. Я считаю, мы должны все предпринять для того, чтобы территория монастыря развивалась в исторических границах, положения об этом зафиксированы в документах 90-х годов (когда монастырь передавался в ведение Нижегородской епархии). Это было бы самым лучшим подарком к нашему юбилею.
— Будет ли 1 августа, в день празднования памяти преподобного Серафима, устроен крестный ход с его мощами вокруг монастыря?
— Нет, владыка Георгий не благословил нас тревожить мощи батюшки. Крестный ход, конечно, пройдет, но мощи будут покоиться на установленном месте — в раке под сенью в Свято-Троицком соборе Дивеевской обители, где к ним будут иметь возможность приложиться многочисленные паломники.
— Матушка, в этом году у вас тоже свой маленький юбилей — исполнилось 15 лет с тех пор, как вы являетесь настоятельницей Дивеевской обители. Что для вас эти годы?
— Можно сказать, что эти 15 лет явились для меня настоящей школой жизни. Раньше я и предположить не могла, что в монашеской жизни могут быть какие-то трудности. Когда я была благочинной Рижской Преображенской пустыни, я вообще не испытывала никаких трудностей, совершенно не замечала их. А вот в настоятельских трудах в Дивеевском монастыре ой как замечаю и при этом осознаю абсолютнейшую свою немощь, но в этой немощи и силу Божию. Когда я чувствую, что абсолютно немощна что-то исполнить, тогда Господь мне явно помогает. Для того чтобы осознать и прочувствовать это, нужно пожить здесь, в Дивееве, и понять на собственном опыте, что это такое.
Нас в семье было четверо: родители, моя сестра и я. И в детстве я часто говорила своим родителям, что неинтересно иметь маленькую семью, как наша. Хорошо, когда за стол садятся шесть-восемь человек — вот это настоящая семья. Вот и дал мне Господь семью в 400 человек, чтобы я познала, что такое настоящий интерес и настоящая большая семья. Теперь ни сна, ни отдыха измученной душе моей. Ведь если с четырьмя бывают проблемы, то представьте себе, каково с четырьмястами! Всем нужно оказать внимание и заботу, всех нужно привечать.
Тут-то и познаешь свои немощи, тут-то и воззовешь ко Господу. Думаешь о том, чтобы никого не обидеть, никого не огорчить и всем, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, оказать мое почтение. А это непросто, для этого нужны большие духовные ресурсы. Поэтому постоянно просишь Господа, чтобы Он помог, чтобы все управил.
А мы оказываемся только худыми служками Царицы Небесной и батюшки Серафима. Так что простите нас, грешных, если что не так, за наши немощи и недостатки.
— Простите и вы нас и благословите. Спаси вас Господи за беседу и за ваши труды и молитвы.
Беседовала Светлана Высоцкая