В интервью сайту Митрополичьего округа в Республике Казахстан ректор Алма-Атинской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев) рассказал о деятельности новой духовной школы Русской Православной Церкви.
— Ваше Высокопреподобие, на заседании Священного Синода 26 июля 2010 года было принято решение о создании в Алма-Ате высшего богословского учебного заведения.
— Действительно, сегодня в Семиречье впервые создается православная духовная семинария. До революции в нашем крае были основаны прекрасные монастыри, построены замечательные храмы, но духовных учебных заведений не было. В 90-х годах XIX века преосвященный епископ Никон (Богоявленский), находясь на кафедре в г. Верном, начал было хлопотать об открытии семинарии в Туркестане, но его внезапная кончина не позволила осуществиться этим планам.
Лишь в 1991 году, стараниями архиепископа Алексия (Кутепова) в Алма-Ате было открыто епархиальное духовное училище, на базе которого мы открываем нынешнюю семинарию.
Создание полноценного высшего богословского учебного заведения — насущнейшая необходимость сегодняшнего дня. Как известно, в Казахстане создан Митрополичий округ Русской Православной Церкви — каноническая структура, наделенная правами самостоятельности. Было бы очень странно, если бы округ не имел своей семинарии.
Убежден, что у нас есть все возможности успешно заниматься подготовкой пастырей Православной Церкви Казахстана непосредственно в Казахстане, а не пользоваться услугами богословских школ России. Ведь образование будущих священнослужителей для приходов Казахстана должно иметь определенную специфику, которую возможно понять и воплотить в жизнь непосредственно здесь.
— Какие требования предъявляет к современной семинарии церковная жизнь?
— Во всей Русской Православной Церкви сегодня понимают: систему духовного образования, которая зачастую следует стандартам 40-х годов прошлого века, а иногда еще более ранним, необходимо реформировать и приблизить к потребностям сегодняшнего дня. Где в мире вы видели вузы, в которых пользуются конспектами XIX века? Не как материалом для научных исследований, а как учебным пособием. Сколько можно заучивать формулировки катехизиса святителя Филарета (Дроздова)? К слову, мы с нетерпением ожидаем появления в свет нового, современного катехизиса Русской Православной Церкви, который недавно анонсировал митрополит Иларион (Алфеев).
Необходимо не только поменять конспекты, но и радикально изменить подходы к обучению. Безусловно, в каждой семинарии всегда будут несколько преуспевающих студентов, которых необходимо бережно вести, создавать условия для сверхурочного обучения языкам, специальным дисциплинам, — это те, которым предстоит внести свой вклад в фундаментальные науки. Но основная масса выпускников семинарии — это будущие пастыри, лидеры приходских общин, которым надлежит полностью использовать все предоставленные обществом возможности в условиях юридической и информационной свободы. И задача семинарий — подготовить выпускников к такому служению, а, значит, нужно пробуждать активность, развивать навыки организационной работы, воспитывать умение решать задачи в социальной сфере, сфере информационных технологий.
Все это не отменяет, конечно, задач воспитательного плана, — готовить достойных кандидатов к рукоположению, служащих для верных «…образом … словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою…» (1 Тим. 4:12.). Раз и навсегда хотел бы пресечь попытки противопоставить образование и благочестие: свойственный сектам обскурантизм всегда был чужд Церкви — святоотеческая традиция неукоснительно требует совершенствоваться в вере и любви и одновременно приумножать и развивать знание.
В своем историческом выступлении на совещании ректоров духовных школ 13 ноября 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл высказался очень ясно: «Духовное образование, его конкретные формы должны определяться не внешними привходящими обстоятельствами и мотивами, не сентиментальными, часто псевдоблагочестивыми рассуждениями, а очень ясным целеполаганием, исходя из фундаментальных задач церковной жизни и служения».
— В чем Вы видите специфику пастырского служения в Казахстане?
— В Казахстане более интенсивно, чем в России, протекает жизнь приходских общин. Храм для русского человека стал здесь не только местом для молитвы, но и местом приобщения к традиционной православной культуре. Здесь большие и сильные воскресные школы, воспитанники которых охотно участвуют в любых мероприятиях, проходящих по благословению священника.
Другой заметной особенностью является наличие огромного количества разнообразных протестантских сект и их открытость к дискуссиям. Напомню, что количество протестантских молитвенных домов в Казахстане превосходит численность храмов. Однако есть много случаев перехода в Православие целых общин во главе с пасторами. Мне бы хотелось, чтобы духовная семинария стала в Алма-Ате самым большим молодежным центром и самой большой дискуссионной и, следовательно, миссионерской площадкой.
Хотел бы также подчеркнуть, что как христиане мы не отказываемся от универсального характера нашей проповеди, но расставляем акценты и приоритеты: наша миссия обращена, прежде всего, к представителям славянских народов Казахстана, в силу недоразумений попавших в различные протестантские секты. Ведь Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал о приоритетах Своей миссии: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева….» (Мф. 15:24).
— Предполагаете ли Вы взаимодействие с системой светского образования в Казахстане?
— Конечно. Мы никуда не уйдем от этого, потому что, как и все семинарии Русской Православной Церкви, намерены развиваться в рамках Болонского процесса, предполагающего высокую степень академической мобильности. Казахстан, как известно, стал 47-ой страной, присоединившейся к Болонскому процессу. Это означает, что со временем наши студенты будут иметь возможность в рамках обучения в семинарии слушать учебные курсы (так называемые программные модули) как в вузах Европы, так и Казахстана.
Уверен, что традиционные религии — ислам и Православие — со временем все большей степени будут входить в образовательное пространство Казахстана, на уровне как средней, так и высшей школы.
— Вы упомянули о Болонском процессе…
— Знаю, что у некоторой части православных скептиков есть опасения: не приведет ли реформирование нашего богословского образования в логике Болонского процесса к его обмирщению? Всегда был убежден, что это не так. По очень простой причине: адекватность духовного образования означает адекватность наших священнослужителей. Если на протяжении четырех или шести лет студенты семинарии будут обучаться в соответствии с теми же принципами, что и студенты светских вузов, то, став священниками, на своем месте служения они будут поняты светскими людьми. Если хотите, задача вписаться в Болонский процесс определена императивом развивать миссионерский потенциал Церкви.
Важнейшим же принципом образования станет принцип интерактивности. Преподаватель, студенты — все будут включены в процесс обмена информацией, имея к ней практически неограниченный доступ. Существенный акцент делается на самостоятельную работу студентов и овладение практическими навыками пастырской деятельности. Трансформацию претерпят как методики преподавания, деятельность преподавателей, так и система оценок качества образования.
Чтобы окончательно развеять опасения скептиков, могу посоветовать познакомиться с материалами портала Учебного комитета Русской Православной Церкви Богослов.ru, на котором в соответствующей рубрике дан исчерпывающий материал о реформе образования в плане адаптации Болонскому процессу.
Отмечу также, что, пока мы не создадим в семинарии полноценную магистратуру, в ней фактически сохранится пятилетнее обучение: четырехлетний курс бакалавриата, завершающийся выдачей дипломов бакалавра богословия европейского образца (Bachelor of Theology), будет предваряться годичным пропедевтическим курсом.
— Вы находитесь только в начале пути. Но первый шаг уже сделан.
— Милостью Божией, мы осуществили набор на первый курс семинарии. Приняли 30 человек, которым предстоит некоторое время испытывать определенные неудобства — в здании бывшего духовного училища идет полномасштабный ремонт. Запланировано построить новый учебно-административный корпус. Хорошо зная, как нынешний глава округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр внимательно и, я бы даже сказал, трепетно относился к нуждам Костромской духовной семинарии, могу с уверенностью предположить, что и Алма-Атинская семинария будет пользоваться его постоянной поддержкой. Владыка митрополит возглавил работу приемной комиссии, он ежедневно интересуется всем, что происходит в новой духовной школе. Так что у нас есть все основания с уверенностью смотреть в будущее.