2 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и совершил молебен в домовом храме в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Ваше Преосвященство, владыка Пантелеимон! Многоуважаемый Лео Антонович! Дорогие отцы, братия и сестры!
Замечательно, что в Научном центре сердечно-сосудистой медицины по инициативе его выдающегося руководителя Лео Антоновича Бокерия был создан этот храм. Многое очень трудно делать впервые, а мы живем именно в ту эпоху, когда в России многое делается в первый раз или, точнее, в первый раз за многие-многие десятилетия. Мы знаем, что в нашем обществе, истерзанном противоречиями, разногласиями, конфликтами, новые начинания часто воспринимаются неоднозначно — особенно те, что касаются участия Церкви в жизни народа. Долгие годы считалось, что местом церковной активности должен быть храм, а все, что вне храма, — это не дело Церкви. Но этот подход противоречит фундаментальному принципу христианской жизни. Христианин не может быть христианином только в храме или только дома. Он должен быть христианином и на работе, и на улице, и в общении с близкими, с родными, со страждущими, с богатыми и бедными, с власть имущими и безвластными. Для того чтобы Церковь несла это служение, она выходит и уже вышла за пределы храмов; и как замечательно, что в таком учреждении, как Научный центр сердечно-сосудистой медицины, был создан этот храм. Сказанное владыкой Пантелеимоном, приведенная им статистика свидетельствуют о том, что это не пустое дело, как некоторым, может быть, казалось; что это не пиар-проект и не стремление Церкви утвердиться там, где ее никто не ждет. Это жизненно важное дело — нести духовную помощь страждущим людям.
Я благодарю Вас, Лео Антонович, что Вы, как и многие другие выдающиеся медики нашей страны, одним из первых это поняли; и сегодня по милости Божией развиваются отношения Церкви и лечебных учреждений России.
Человек, страдающий от болезни, переживает стресс. Лечение стресса осуществляется медикаментозными способами, и очень часто это помогает. Но иногда глубина переживаний такова, что никакие лекарства человека успокоить не могут, особенно когда человек смотрит в глаза смерти — своей собственной или своих родных и близких. Тогда у людей открывается духовное зрение. У меня есть собственный опыт такого рода. Это было за границей, когда близкий для меня человек оказался в тяжелейшем положении и ему делали операцию — в чужой стране, чужие доктора. В этот день я пришел в клинику и решил, что глупо сидеть в приемной у врача и совсем уж глупо сидеть в коридоре около операционной. К счастью, в той клинике была часовня. Я пришел туда и понял — в ту пору, когда ни в одной больнице России еще не было храмов, — как важно, чтобы там, где люди лицом к лицу сталкиваются со смертью, было место молитвы. Это важно для родных, для близких, да и для самих пациентов.
Я хотел бы сердечно поблагодарить вас, владыка Пантелеимон, отцов, братьев, сестер, которые здесь трудятся. Вы делаете большое, святое дело. Я только что прошел по палатам и был поражен жертвенным трудом профессоров, врачей, медицинского персонала, которые спасают детей. Вы участвуете в этом процессе — своей молитвой, своей заботой, своим добрым сердцем, своим человеческим соучастием.
В память о посещении этого храма я хотел бы подарить изображение Нерукотворного образа Христа Спасителя, искусно вышитое в технике художественного шитья — древней, но воссозданной в наше время в России. У образа — специальная памятная дощечка, свидетельствующая о том, что это дар Патриарха. Я хотел бы оставить здесь эту икону и вместе с ней — свои прекрасные воспоминания о посещении этого лечебного заведения и храма, которые будут пребывать в моем сердце. А всем присутствующим и, может быть, не только им, но и всем пациентам, которые пожелают, я бы хотел передать эти иконочки целителя Пантелеимона со своим Патриаршим благословением. Пусть отцы пройдут по палатам, и каждый, кто пожелает взять такую иконочку, примет ее как Патриаршее благословение.
Вам, Лео Антонович, низкий поклон и благодарность — и за создание этого храма, и за его недавний ремонт. Радостно видеть храм в таком чудном состоянии, в каком он пребывает сейчас.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси