С настоятелем монастыря Симонопетр на Святой Горе Афон игуменом Елисеем беседовал корреспондент интернет-сайта «Седмица.ru» Юрий Клиценко.
— Отец Елисей, кто сопровождает святыни Вашего монастыря, доставленные 2 сентября в Россию?
— Мы приехали в Россию по приглашению Афонского общества из монастыря Симонопетра. Конечно, было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия на то, чтобы привезти святыни в Россию.
Мощи святой равноапостольной Марии Магдалины — это одна из древнейших святынь Православия. Очень важно то, что Мария Магдалина была ученицей самого Христа. В том же ковчеге что и мощи Марии Магдалины, находятся святые мощи мученика Кирика. Это мученик III века. Он принял мученическую кончину вместе со своей матерью. В этом же ковчеге находятся части Животворящего Древа Господня.
Мы сопровождаем эти святые мощи в поездке в Россию. В составе сопровождающей делегации — игумен монастыря, а также десять отцов из монастыря Симонопетр. Цель нашей поездки — утверждение русского народа в Православной вере.
Для нашего монастыря, находящегося на Святой Горе Афон эта поездка является и своеобразным долгом по отношению к русскому народу, потому что около 120 лет назад мощи святой Марии Магдалины были в России и находились здесь 4 года. Тогда отцы, которые сопровождали эти мощи, из Одессы направились в Санкт-Петербург и совершили своеобразное турне по городам России. Мощи привозили и в Самару и в некоторые города Сибири. 4 года мощи пребывали на территории России, эта поездка и русский народ очень помогли нашему монастырю. У нас имеется очень много свидетельств о чудесах, совершенных в то время в России по молитвам к святой Марии Магдалины.
— А какова история этой реликвии? Может быть, кто-то из византийских императоров передал эти святыни монастырю? Какова история этого ковчега: каким образом могли эти святыни оказаться вместе?
— Эти мощи оказались в нашем монастыре в XVI веке и попали к нам через Константинополь. Еще в иконоборческий период, когда в Константинополе укрывали эти святыни, они были соединены воедино в одном реликварии. В нашем монастыре мощи находятся с XVI века. Существуют и другие части мощей святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме и на Западе. Но в нашем монастыре находится наиболее крупная часть мощей.
— В России имели место споры, из какого дерева сделан был Крест Христов. Что отец игумен думает о материале Честного Креста Господня?
— Подлинность тех частей Честного Древа, которые находятся на Святой Горе, подтверждается и доказывается специальными древними грамотами. Те части Креста Христова, которые находятся на Святой Горе, были принесены в дар из Иерусалима и из Константинополя. Это естественно, потому что после арабских набегов и завоевания Святой Земли арабами все святыни были перенесены в Константинополь. Также множество икон и святых мощей после иконоборческого периода были принесены на Святую Гору. После утверждения владычества крестоносцев многие мощи и иконы были вывезены в страны Запада. Но большая их часть была принесена и оставлена на Святой Горе Афон, потому что Святая Гора всегда была самым безопасным и надежным местом для сохранения святынь, а также и самым свободным местом. Потому что и во времена Византии, и во времена владычества турок, и после этого, законодательная жизнь Святой Горы не была изменена.
— Тем не менее, хотелось бы уточнить Ваше мнение о материале Креста Господня. В России считается, что это кедр, либо певк или кипарис. Каково Ваше мнение? Возможно, кто-то на Афоне высказывался по этому вопросу?
— Центральная, самая большая часть Древа Господня была или из певка или из кедра, а горизонтальная перекладина — из кипариса. Горизонтальную перекладину взяли из храма Соломона. Когда строился храм Соломона, часть древа, которую хотели использовать как горизонтальную перекладину двери, оказалась не подходящей по размеру — слишком маленькой, и ее оставили в стороне. Это древо взяли, когда хотели распять Христа, взяли, как древо проклятия, которое стало древом благословения.
Седмица.ru/Патриархия.ru