В докладе на Архиерейском Соборе, продолжая тему реформы богословского образования, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: необходимы изменения в отношении к процессу обучения со стороны преподавателей и студентов. «Новая модель — это лишь внешняя рамка, которая сама по себе еще не позволит нашей системе духовного образования заработать более эффективно», — уверен Святейший Владыка.
«В задачу преподавателей сейчас входит не просто трансляция студентам суммы знаний, но вступление в интенсивное и живое взаимодействие с каждым из учащихся, преследующее цель привить студенту адекватное и целостное восприятие православной традиции, научить его думать и анализировать, ставить задачи и находить их решения, не чувствовать себя потерянным в современном обществе, — отметил Предстоятель Русской Церкви. — Педагогическая наука разработала целый ряд методик, которые позволяют преподавателям осуществлять учебный процесс более успешно. Одной из важнейших целей является овладение подобными методиками». Организацией этого процесса призван заниматься Учебный комитет.
В связи с тем, что в новой системе духовного образования большое внимание уделяется самостоятельному обучению и повышению ответственности студентов, в духовных школах должны быть созданы дополнительные механизмы контроля над процессом самообразования. «По сути, в рамках реформирования системы духовного образования мы должны создать новую культуру обучения, которая охватывала бы и студентов, и преподавателей. Ключевыми элементами этой культуры должны быть ответственность и профессионализм», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.
Особое место в новой системе образования должен занять Учебный комитет как гарант качества духовного образования, сказал Святейший Владыка, отметив, что это Синодальное учреждение призвано помогать учебным заведениям осуществлять процесс реформ, координировать взаимодействие между духовными школами, а также контролировать соответствие содержания и качества духовного образования тем целям и задачам, которые ставит Церковь».
«В результате преобразований системы нашего духовного образования возникают серьезные основания для признания его статуса со стороны государства, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — В 2008 году в России был принят федеральный закон, которым предусматривается возможность получения конфессиональными учебными заведениями государственной аккредитации. Она подтверждает соответствие образовательных программ, содержания и качества обучения требованиям государственных образовательных стандартов и предоставляет религиозным образовательным учреждениям право на выдачу диплома государственного образца. На сегодня право осуществлять образовательную деятельность по государственной программе высшего образования "Теология" (бакалавр) уже получили Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, Смоленская и Хабаровская духовные семинарии. На данный момент ожидается утверждение стандарта «третьего поколения» по теологии, в разработке которого прямое участие принимают представители православных богословских школ».
С 2008 года началась и в 2010 году продолжались разработка и внедрение Единой автоматизированной информационной системы Учебного комитета (ЕАИС). Сегодня в центральной базе ЕАИС находятся данные о более чем тридцати духовных учебных заведениях, о более чем 1000 преподавателей и более чем 2500 студентах. В 2011 году планируется начать внедрение ЕАИС и в духовных училищах.
С целью построения «действительно работоспособной информационной системы» Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к ректорам духовных учебных заведений, правящим архиереям оказать активную поддержку в этом делании.
Информационная служба Архиерейского Собора