3 февраля 2011 года Президент России Д.А. Медведев встретился в Кремле с участниками проходящего в Москве Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Ваше Святейшество! Уважаемые участники Архиерейского Собора и этой встречи!
Архиерейский Собор начал свою работу. Безусловно, это не только важнейшее событие в жизни Русской Православной Церкви, но и в жизни российского общества. Поэтому прежде всего позвольте пожелать вам успехов.
Русская Православная Церковь является крупнейшим и наиболее авторитетным общественным институтом современной России. В настоящий момент идет целый ряд очень важных процессов, всем хорошо известных, находящихся, что называется, в прямой видимости. Это и восстановление храмов, и увеличение числа священнослужителей, и, наверное, что еще более важно, растет общее количество верующих.
Власть (и, может быть, впервые в истории нашего государства в целом, впервые за более чем тысячелетнюю историю нашего государства и Православия на Руси) не вмешивается в деятельность религиозных организаций и при этом признает вклад Церкви в становление российской государственности, в развитие русской национальной культуры и утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе. Мы вместе решаем самые насущные задачи, самые насущные проблемы в жизни наших людей. Важнейшая из этих проблем — поддержание межэтнического и межконфессионального мира. Церковь на протяжении всей своей истории была хранительницей наших основных ценностей, фундаментальных ценностей, таких, как любовь к ближним, терпимость, мир между людьми, справедливость, которая особенно почиталась на Руси.
В целях укрепления общественной стабильности сегодня, может быть, как никогда прежде нам необходимо действовать сообща. На недавнем заседании Государственного совета, а он проходил именно в этом зале, за этим же столом, я дал ряд поручений руководителям регионов нашей страны лично контролировать вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений. Пользуясь случаем, хочу обратиться и к духовенству Русской Православной Церкви, к епархиальным архиереям, к ректорам духовных учебных заведений, где обучаются будущие священнослужители. Именно духовно-нравственное воспитание, просвещение всегда были основным заслоном для зла, противодействием ненависти. Сегодня очень многое зависит от вашей позиции, от ваших проповедей, от ваших наставлений, от того пастырского слова, которое непосредственно адресовано молодежи. Я знаю, что работа с ней является важнейшей заботой Священноначалия Русской Церкви.
Действенным средством предотвращения межэтнических конфликтов является межрелигиозный диалог, Церковь является его неизменным участником, а зачастую и основным инициатором. Продуктивную работу в этом направлении ведет и Межрелигиозный совет России. Сегодня этот опыт должен быть востребован как никогда. Я уверен также в том, что введение в школах преподавания основ религиозной культуры и светской этики, а это было этапным событием, которое произошло относительно недавно, также будет способствовать утверждению уважительного отношения к историко-духовному наследию нашей страны, к ее религиозному и культурному многообразию.
Еще одна важная инициатива, которую я не просто поддержал, а поручил исполнить нашему Министерству обороны, — это поэтапное введение института воинских и флотских священнослужителей. В Вооруженных силах введены 249 специалистов по работе с верующими военнослужащими, в том числе подавляющее большинство, 240, — это позиции для священников. При этом я считаю, что здесь действовать, может быть, нам всем нужно было бы активнее. Кадровая работа движется не так быстро, как хотелось бы. В том, что касается моей компетенции как Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами, я сделаю соответствующие поручения Министерству обороны для активизации этой деятельности.
Яркой приметой духовного возрождения России является социальное служение Церкви, которое ведется по всей стране и которое охватывает огромное количество направлений. Я также хотел бы отметить поддержку семьи, материнства и детства. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации я сделал главный акцент на этой теме. Считаю ее исключительно важной для жизни нашей страны, для того, чтобы наша страна сохранялась в существующих границах как сильное и единое государство. Очень важно то, что позиции по этому вопросу, позиции государства, с одной стороны, и Русской Православной Церкви, с другой стороны, абсолютно совпадают. Можно было бы подумать о совместных государственно-церковных инициативах в этой сфере. В целом же социальная деятельность Церкви востребована нашим современным обществом, и государство готово этой деятельности всемерно помогать.
Сегодня мы заняты восстановлением памятников нашего наследия, памятников культуры, памятников духовного наследия, многие из которых были поруганы и порушены. Среди них Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, монастырский комплекс в Верхотурье и многие другие. Я считаю, что эту деятельность также необходимо продолжать на принципах, которые в настоящий момент согласованы. Она очень важна и для государства, и для Церкви, и для всего российского народа, для всех, кто живет в нашей стране.
Государством был сделан, на мой взгляд, очень важный шаг в укреплении материальной базы Церкви. Уже вступил в силу федеральный закон, который определяет единый порядок безвозмездной передачи Церкви, религиозным организациям имущества религиозного назначения. Работа над этим законом велась непросто. В ряде случаев мне приходилось лично вмешиваться в этот процесс для того, чтобы этот закон был все-таки действующим законом, а не документом, который останется на бумаге. Я надеюсь, что он позволит вернуть Церкви имущество, которое создавалось миллионами людей и многими поколениями верующих.
Церковь вносит очень важный вклад в консолидацию многомиллионного Русского мира — наших соотечественников за рубежом и прежде всего на пространстве Содружества Независимых Государств, в других частях света. И в Архиерейском Соборе участвует значительное число архиереев, представляющих епископаты Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх только что мне передал информацию о том, что это 22 государства.
Общие духовные ценности — это действенный объединяющий фактор для всего православного мира, а приходы Церкви являются центрами притяжения для нашей диаспоры, помогают поддерживать ее духовные и культурные связи с родиной. Надо признаться, что в этом направлении государство пока не преуспело. Если говорить откровенно, государство не очень хорошо умеет работать с диаспорой. И в этом плане мы очень рассчитываем на помощь Русской Православной Церкви в целях активизации многочисленных контактов с Русским миром.
В заключение мне хотелось бы выразить уверенность в том, что государство и Русская Православная Церковь будут и впредь весьма активно и, самое главное, очень плодотворно сотрудничать во благо всей нашей страны и нашего народа.
Kremlin.ru/Патриархия.ru