25 января 2011 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый Виктор Антонович! Дорогие братья и сестры!
Я хотел бы сердечно поблагодарить вас за добрые слова, которые сейчас прозвучали, за прекрасный образ Божией Матери «Прибавление ума». Должен вам сказать, что я впервые вижу эту икону, и радуюсь, что впервые увидел ее именно здесь, в университете. Дай Бог, чтобы, молясь перед этой иконой, люди действительно чувствовали, как Бог способен прибавить ума. Это реально. Господь никогда не поможет ленивому человеку сдать сессию не подготовившись, Господь никогда не будет совершать чудо как фокус, но в ответ на усилия и молитву Господь способен ума прибавить не только человеку — Он способен ума прибавить всему человеческому обществу. А я думаю, что, несмотря на мощный технический прогресс, самое ужасное в современной жизни — это безумие этой жизни, что свидетельствует о том, что никакое развитие науки, никакое развитие техники не является гарантией мудрости человеческого общества.
Я хотел бы сердечно Вас поблагодарить, Виктор Антонович, за Ваши добрые слова, а самое главное, за то, что Вы совершили тогда, в далеком 1993 году, положив начало созданию домовых храмов — при университетах, институтах, средних учебных заведениях. Одним этим Вы уже вошли в историю Русской Церкви и нашего Российского государства.
Действительно, десятилетиями народ наш был отторгнут от веры. Но сегодня настало время, когда мы должны перестать ссылаться на минувшие десятилетия и задаться вопросом: а почему и через двадцать лет жизни в свободном обществе еще не так много людей, особенно среди интеллигенции, которые приходили бы в храм и просили у Бога, в том числе, прибавления ума? И здесь нужно отметить, что не менее опасным, чем насильственный государственный атеизм, является безбожие, которое проникает сегодня в сознание наших людей через стереотипы мысли и модели поведения. Поскольку вся человеческая цивилизация ориентируется ныне на цели, далекие от определенных Богом, то, устремляясь к ним, мы, даже будучи верующими людьми, живем не по Божиему замыслу и происходит некий ужасный разрыв между тем образом мира, который Бог замыслил и который Он предложил реализовать свободному человеку, и тем миром, который мы сегодня строим.
Нам обычно кажется, что все идет правильно, мы восторгаемся научно-техническими достижениями — вспомним, как еще совсем недавно наш народ наивно восторгался каждым зданием со стеклянным или пластиковым фасадом, каждой иностранной машиной, каждым иностранным компьютером. Ну что какие-то Божественные законы перед величием новой цивилизации, которая способна дать человеку так много благ: богатство, досуг, даже здоровье? И вот все силы мы обращаем на достижение именно этих целей и думаем, что все идет правильно и хорошо. Оценивая свою национальную жизнь, мы говорим иногда, что у нас еще есть какие-то проблемы и трудности, но мы, конечно, их решим, и все будет хорошо, потому что где-то там, за границей, люди давно все это уже решили и живут хорошо…
И только когда случается нечто страшное, мы начинаем задумываться, понимая, что происходит что-то не то. Совсем недавно здесь, рядом с университетским храмом, произошли страшные события на Манежной площади, и вдруг все общество вздрогнуло и заговорило о проблемах. Мыслящие люди стали говорить: ведь что-то не так, и не только у нас в стране, но и в роде человеческом. А то, что вчера произошло в Домодедово? Это же страшный оскал греха, дикое искажение человеческой природы. Какое отношение невинные люди, жестоко убитые, имеют к тем проблемам, которые сторонники убийцы желают решить? Принесение в жертву невинных людей, то, чего никогда не было в истории, то, что всегда осуждалось, если даже имело место во время военных действий, сегодня становится некой формой протеста. Разве это не свидетельствует о звериной сущности человека?
Кто-то может сказать: «да, но это вот он плохой — я-то хороший». Однако нужно помнить: если мы живем вне Божиего закона, если мы строим цивилизацию не по Божиему замыслу, мы все виновны в том, что происходит. И потому сегодня вопрос веры — это не вопрос периферийный, это не вопрос, верить или не верить. Это вопрос, быть нам как человеческой семье или не быть, потому что вне Божиего закона не может существовать род человеческий. И чем больше он будет накапливать научно-технической силы, чем больше ему будет казаться, что он становится могущественным, тем страшнее будут вызовы самому существованию рода человеческого.
Впервые люди задумались об этом, когда появилось ядерное оружие массового уничтожения. Тогда очень многие поставили вопрос: куда мы идем как род человеческий? А сколько страшных опасностей, помимо этого оружия, нам угрожает сегодня! И ведь нарастание всех этих опасностей произошло при жизни одного послевоенного поколения людей. Церковь призвана все это говорить. Хотя очень часто ее слова подвергаются насмешкам, глумлению, сарказму, но Церковь от этого не перестанет говорить, потому что речь идет о Жизни — о Жизни с большой буквы, о жизни всего человеческого рода. Для того чтобы остановить это скатывание всей человеческой семьи к краю бездны, необходимы усилия. Бог вмешивается в нашу историю, только отвечая на нашу молитву. Если мы избираем смерть, то это наш выбор.
Еще в Ветхом Завете сказано: есть два пути — путь жизни и путь смерти. Избери жизнь, чтобы жил ты и дети твои. Не Бог за тебя будет избирать — ты сам избери. Когда ты учишься, когда ты проникаешь в толщу научных знаний, когда ты работаешь над открытиями, когда ты устрояешь общественную, политическую, культурную жизнь, подумай о том, по какому пути идти — по пути жизни или по пути смерти. На этом пути смерти могут быть величайшие научные достижения, но могут быть и страшные события, хуже всякого Манежа и всякого «Домодедово», — потому что путь смерти ведет к смерти, а путь жизни ведет к жизни.
Церковь никого не агитирует. Нельзя миссию Церкви воспринимать как агитацию. Церковь обращается к свободному человеку и обращается не своими словами, не своей человеческой мудростью, не своей человеческой философией — она обращается словом Божиим. И все то, что вы сейчас слышали, это и есть переданное человеческими словами Божие слово о путях жизни и путях смерти.
Замечательные слова мы находим в послании апостола Павла к Коринфянам, которое читалось сегодня во время Литургии. Апостол говорит в том числе и о скорбях, поэтому чтение это полагается в день памяти мучеников. Удивительная фраза — «скорбя, всегда радуйтесь». Что за парадокс? Как это возможно — скорбя, радоваться? Непросто радоваться в момент, когда скорбишь, но: «всегда радуйтесь», потому что путь жизни есть путь радости. Даже если возникают скорби, неудачи, в том числе неудачи в учебе, в научном поиске, в семейной жизни, в профессиональной карьере, то человек, идущий по пути жизни, может радоваться, потому что рядом с ним — Бог. Тогда из каждой неудачи делается правильный вывод и каждая скорбь подвигает человека к правильным шагам, тогда жизнь жительствует.
Вот я и хотел бы пожелать и Московскому государственному университету, и всему нашему научному сообществу, и тем, кто учит, и тем, кто учится, избрать путь жизни, свободно, без принуждения отдавая свою жизнь в руки Божии, стремясь жить по Божиему закону, который выше всякого человеческого закона. Тогда мы победим все — и общественные нестроения, и политические катаклизмы; и тем более мы победим проявления дикой человеческой злобы и человеческой греховности, которая выражается в убийстве ни в чем неповинных людей. Поэтому молитва моя была сегодня и о Московском университете, и о всех учащих и учащихся, о том, чтобы Господь открыл им ум к разумению подлинной истины. Это открытие будет самым важным открытием и в их жизни, и в жизни тех, кто черпает от них мудрость и знание. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами.
Я хотел бы еще раз поблагодарить Вас, дорогой Виктор Антонович, за Ваши труды, за Вашу гражданскую позицию как ученого и гражданина, за Ваш огромный вклад в воспитание юношества. Хотел бы также выразить благодарность и представителю студенческой корпорации за те слова, которые были сказаны, и считаю, что в адрес ректора были обращены очень правильные предложения. Помимо научного и мировоззренческого диалога эти тесные контакты могут привести к созданию замечательных православных семей, что не менее важно для нашего общества и для нашего народа.
Храни вас всех Господь, и молитвами святой мученицы Татианы да поможет нам Господь преодолевать всю скорбь и зло мира сего. Всегда радуйтесь о Господе. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси