Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Инокиня Ксения (Чернега): Большинство выводов заключения Общественной палаты по законопроекту о передаче имущества религиозным организациям грубо противоречат действующему законодательству

Инокиня Ксения (Чернега): Большинство выводов заключения Общественной палаты по законопроекту о передаче имущества религиозным организациям грубо противоречат действующему законодательству
Версия для печати
6 октября 2010 г. 18:28

Члены Общественной палаты России не могут прийти к общему мнению относительно законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Комиссия Палаты по сохранению и развитию отечественной культуры провела экспертизу и пришла к выводу, что проект противоречит принципам, закрепленным в Конституции страны. В интервью порталу «Интерфакс-Религия» ситуацию прокомментировала юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).

— Матушка Ксения, эксперты комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры, изучив законопроект, заключили, что он противоречит действующей Конституции. Как обстоят дела, по Вашему мнению?

— Большинство выводов и предложений, содержащихся в заключении, вступают в грубое противоречие с действующим законодательством и, безусловно, не могут быть учтены в тексте законопроекта.

— Например?

— Авторы заключения предлагают дополнить законопроект нормами, наделяющими музеи не свойственными им полномочиями в отношении памятников истории и культуры, переданных религиозным организациям. Так, в заключении утверждается, что на государственные учреждения культуры (музеи) должны быть возложены функции контроля за сохранностью объектов культурного наследия.

Между тем, согласно статье 39 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» контроль за состоянием объектов культурного наследия осуществляют не музеи, а государственные органы охраны объектов культурного наследия (в частности, Росохранкультура). Передача контрольных полномочий музеям, которые, наряду с прочими юридическими лицами, являются пользователями памятников истории и культуры, законодательством не предусмотрена. Сама по себе постановка вопроса о передаче государственно-властных полномочий учреждениям культуры кажется, по меньшей мере, странной.

Авторы заключения утверждают, что музеи «специализируются на сохранении и восстановлении исторических ценностей». Между тем, как отмечают они, данный вид деятельности не является основным для религиозных организаций. В этой связи авторы законопроекта предлагают возложить функции по сохранению и восстановлению памятников истории и культуры религиозного назначения на государственные музеи.

Подобные заявления, равно как и вытекающие из них предложения к тексту законопроекта, также грубо противоречат нормам действующего законодательства.

— Кто, по-Вашему, действительно специализируется на сохранении и восстановлении ценностей?

— Согласно статье 40 упомянутого федерального закона, «сохранение — это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы». Очевидно, что специализируются на сохранении памятников истории и культуры отнюдь не музеи, а реставраторы. При этом любой пользователь и собственник, независимо от основных целей своей деятельности, обязан заключить с государственным органом охраны объектов культурного наследия охранное обязательство (или обязательство по сохранению). Профиль деятельности пользователя (собственника) памятника не имеет абсолютно никакого значения. Учреждения культуры, религиозные организации, так же как и все прочие юридические лица, равным образом должны обеспечивать сохранность переданных им объектов. Таким образом, функции по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия не являются и не могут являться прерогативой государственных музеев.

— Что говорится в заключении о прекращении права оперативного управления музеев на передаваемое религиозным организациям имущество?

— В заключении предлагается включить в законопроект норму, устанавливающую требование о прекращении права оперативного управления музеев на передаваемое религиозным организациям имущество исключительно с согласия музеев.

Однако Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает несколько оснований прекращения права оперативного управления государственных учреждений на имущество:

  • изъятие собственником излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества (п. 2 ст. 296 ГК РФ);
  • добровольный отказ учреждения от права оперативного управления (п. 3 ст. 299, 236 ГК РФ).

При этом в случае изъятия имущества из оперативного управления учреждения согласия данного учреждения на изъятие имущества не требуется. И было бы странным, если бы такое требование в Гражданском кодексе содержалось.

Материалы по теме

В Общественной палате РФ прошло собрание по итогам принесения Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

В Москве состоялось заседание Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

В португальском Портимао освящен храм святого Даниила Жиронского

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Представители Церкви приняли участие в совещании Министерства юстиции России по вопросу передачи Нижегородской епархии объектов религиозного назначения

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

В Москве состоялась конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»