Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью юрисконсульта Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) порталу «Интерфакс-Религия»

Версия для печати
28 июня 2010 г. 16:27

В интервью порталу «Интерфакс-Религия» юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) прокомментировала законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», недавно внесенный в Госдуму Правительством РФ.

— Матушка Ксения, зачем необходим этот законопроект?

— Главной задачей законопроекта о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения является определение единого (универсального) порядка безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований. Сегодня на федеральном уровне урегулирован лишь порядок передачи в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций федерального имущества.

Именно поэтому во многих российских субъектах передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в собственности этих субъектов, осуществляется спонтанно. Встречаются случаи произвола органов государственной власти и органов местного самоуправления. В большинстве случаев имущество передается в безвозмездное пользование, а не в собственность религиозных организаций. Единые требования к документации, подлежащей предоставлению в уполномоченные органы для решения вопроса о передаче, отсутствуют. Договоры безвозмездного пользования, заключаемые в регионах, содержат кабальные для религиозных организаций условия.

С принятием законопроекта волюнтаризму региональных и местных властей в сфере передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения будет положен предел.

— Какие уточнения вносит законопроект?

— Законопроект, в отличие от действующих нормативных правовых актов, устанавливает исчерпывающий (закрытый) перечень оснований отказа в передаче имущества. На сегодня такой перечень не установлен. Более того, согласно решению Верховного Суда России от 5 октября 2004 года, в передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения на определенном этапе может быть отказано, «поскольку его передача на данном этапе не предусмотрена».

Весьма важно установленное законопроектом требование об обязательном прекращении вещных прав государственных учреждений и предприятий на передаваемое религиозным организациям недвижимое имущество. При этом выселение государственных учреждений культуры из зданий религиозного назначения должно осуществляться только при условии предоставления им равноценных зданий (помещений).

— Как документ регулирует ситуацию в сфере музейных ценностей?

— Законопроект содержит две нормы на этот счет. В статье 1 законопроекта сказано, что он не распространяет свое действие на случаи передачи религиозным организациям музейных ценностей, составляющих государственную часть Музейного фонда России, а в статье 12 проекта конкретизируется, что такая передача должна осуществляться в соответствии с нормами законодательства о музейном фонде. Важно отметить, что, согласно статьям 14 и 15 федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части музейного фонда, являются исключительной государственной собственностью и отчуждению не подлежат за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции. Таким образом, закон не предусматривает возможность передачи данных объектов в собственность религиозных организаций.

Вместе с тем музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части музейного фонда, могут передаваться религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование в порядке, предусмотренном пунктами 11-13 положения «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденного постановлением правительства России от 30 июня 2001 года № 490.

— В каких случаях возможна передача в безвозмездное срочное пользование?

— Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации музейных ценностей религиозного назначения является письменное обращение религиозной организации, направляемое в министерство культуры. К обращению, в частности, прилагаются:

  • справка органа внутренних дел по месту расположения религиозной организации о наличии или об отсутствии охраны объекта, об оснащении помещений охранной сигнализацией;
  • справка из государственной противопожарной службы по месту расположения религиозной организации об оснащении помещений пожарной сигнализацией.

Хотелось бы отметить, что в случае передачи музейных ценностей в безвозмездное пользование религиозным организациям принадлежащее государственным музеям право оперативного управления в отношении этих музейных ценностей сохраняется.

Именно поэтому заключаемые между Минкультуры России, государственными музеями и религиозными организациями трехсторонние договоры безвозмездного срочного пользования музейными предметами (коллекциями) предусматривают обязательство государственных музеев, в оперативном управлении которых находятся данные музейные предметы (коллекции), осуществлять периодический осмотр, ежегодную инвентаризацию и контроль за их сохранностью. В этой связи ответственность за инциденты, подобные разрушению от грибка Боголюбской иконы Божией Матери, размещенной в храме Боголюбского монастыря Владимирской епархии, должен нести, в первую очередь, соответствующий государственный музей, не осуществивший договорное обязательство по контролю за сохранностью этой иконы. Если бы контроль осуществлялся надлежащим образом и своевременно, то разрушение иконы было бы вовремя предотвращено.

— Нынешний законопроект как-то регулирует сферу таких договоров?

— Нарушение сторонами заключенных договоров безвозмездного пользования музейными ценностями и ответственность за такое нарушение не входят в предмет регулирования законопроекта. Данные вопросы урегулированы действующим гражданским законодательством и законом о музейном фонде.

Поэтому считаю, что процесс разработки и последующего принятия упомянутого законопроекта является для музейного сообщества не более чем удобным поводом для вынесения на суд общественности недостатков практики применения норм законодательства в сфере музейного дела. Таких недостатков много, но виновны в них не только те, кто предоставляет храмовые помещения для размещения музейных предметов религиозного назначения, но главным образом те, кто обязан осуществлять контроль за их сохранностью.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»