В своем интервью порталу Патриархия.ru юрисконсульт Московской Патриархии К. А. Чернега прокомментировала законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который готовит в настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ.
— Ксения Александровна, скажите, пожалуйста: есть ли основания говорить о том, что законопроект готовит почву для реституции церковного имущества в России?
— Данный законопроект реституции церковного имущества не предусматривает. Реституция — это возврат собственнику незаконно изъятого имущества с выплатой компенсации в случае невозможности возврата. При этом изъятое имущество передается в собственность своего прежнего владельца.
В законопроекте, о котором мы с вами говорим, никаких подобных механизмов не заложено. Согласно законопроекту имущество религиозного назначения безвозмездно передается в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций для использования в целях, определенных учредительными документами религиозных организаций.
— В документе говорится, как правило, о передаче имущества в собственность религиозных организаций. Другая форма передачи предусматривается?
— Да, действительно, в законопроекте презюмируется передача имущества религиозного назначения в собственность. Наряду с этим оговаривается возможность передачи имущества религиозным организациям в безвозмездное пользование. Собственно, передача его в безвозмездное пользование возможна только в двух случаях: если имущество находится в исключительной собственности государства (в частности, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, как, например, Соловки, Новодевичий монастырь в Москве) или если религиозная организация сама просит передать имущество не в собственность, а в безвозмездное пользование.
В этой связи важно отметить, что у религиозных организаций фактически не будет стимула к получению имущества религиозного назначения в собственность, поскольку законопроект не решает вопрос государственного финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Из государственного бюджета финансируются лишь работы, осуществляемые на тех памятниках истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций. К сожалению, законопроект не содержит норм, способных изменить эту ситуацию.
— Следует ли из Ваших слов, что данный законопроект в чем-то осложняет процесс возвращения религиозным организациям их имущества?
— Да, можно сказать, что в ряде случаев нормы законопроекта действительно ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере по сравнению с ныне существующим.
— Не могли бы Вы привести примеры таких норм?
— Например, блокируется безвозмездная передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, входящего в состав Музейного фонда РФ и Архивного фонда РФ. В статье 1 законопроекта говорится, что указанный порядок определяется законодательством о Музейном фонде РФ, а также законодательством об архивном деле. Однако данное законодательство не содержит норм, регулирующих порядок (особенности) безвозмездной передачи религиозным организациям соответствующего имущества. Между тем с принятием законопроекта пункты 11-13 постановления Правительства РФ от 30.06.01 № 490, определяющие вышеуказанный порядок, утратят силу.
Затем, согласно п. 3 ст. 1 Концепции законопроекта «исчерпывающий перечень документов, необходимых для передачи имущества религиозного назначения, будет установлен Правительством Российской Федерации». Однако проект соответствующего постановления Правительства на рассмотрение не представлен. Поэтому у традиционных конфессий нет абсолютной уверенности в том, что процедура передачи имущества религиозного назначения не усложнится по сравнению с ныне существующей.
Согласно законопроекту государственное и муниципальное имущество религиозного назначения, принадлежащее религиозным организациям на праве безвозмездного пользования, подлежит безвозмездной передаче в собственность в упрощенном порядке (п. 3 ст. 5). Однако особенности данного порядка в законопроекте не определены.
Содержащееся в ст. 2 законопроекта правовое определение имущества религиозного назначения не охватывает всю совокупность объектов, подлежащих передаче. В частности, в состав данного имущества не включены объекты, предназначенные для осуществления и обеспечения паломничества, монастырской жизнедеятельности, обучения религии. Не определены в законопроекте особенности передачи религиозным организациям имущества благотворительного назначения, а также культовых имущественных комплексов.
Таким образом, подавляющее большинство объектов недвижимости, принадлежавших религиозным организациям в дореволюционный период и предназначенных для осуществления и обеспечения их жизнедеятельности, остались за рамками законопроекта.
Патриархия.ru