Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

К.А. Чернега: «Некоторые нормы нового законопроекта ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере»

К.А. Чернега: 'Некоторые нормы нового законопроекта ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере'
Версия для печати
26 февраля 2009 г. 15:40

В своем интервью порталу Патриархия.ru юрисконсульт Московской Патриархии К. А. Чернега прокомментировала законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который готовит в настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ.

— Ксения Александровна, скажите, пожалуйста: есть ли основания говорить о том, что законопроект готовит почву для реституции церковного имущества в России?

— Данный законопроект реституции церковного имущества не предусматривает. Реституция — это возврат собственнику незаконно изъятого имущества с выплатой компенсации в случае невозможности возврата. При этом изъятое имущество передается в собственность своего прежнего владельца.

В законопроекте, о котором мы с вами говорим, никаких подобных механизмов не заложено. Согласно законопроекту имущество религиозного назначения безвозмездно передается в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций для использования в целях, определенных учредительными документами религиозных организаций.

— В документе говорится, как правило, о передаче имущества в собственность религиозных организаций. Другая форма передачи предусматривается?

— Да, действительно, в законопроекте презюмируется передача имущества религиозного назначения в собственность. Наряду с этим оговаривается возможность передачи имущества религиозным организациям в безвозмездное пользование. Собственно, передача его в безвозмездное пользование  возможна только в двух случаях: если имущество находится в исключительной собственности государства (в частности, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, как, например, Соловки, Новодевичий монастырь в Москве) или если религиозная организация сама просит передать имущество не в собственность, а в безвозмездное пользование.

В этой связи важно отметить, что у религиозных организаций фактически не будет стимула к получению имущества религиозного назначения в собственность, поскольку законопроект не решает вопрос государственного финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Из государственного бюджета финансируются лишь работы, осуществляемые на тех памятниках истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций. К сожалению, законопроект не содержит норм, способных изменить эту ситуацию.

— Следует ли из Ваших слов, что данный законопроект в чем-то осложняет процесс возвращения религиозным организациям их имущества?

— Да, можно сказать, что в ряде случаев нормы законопроекта действительно ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере по сравнению с ныне существующим.

— Не могли бы Вы привести примеры таких норм?

— Например, блокируется безвозмездная передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, входящего в состав Музейного фонда РФ и Архивного фонда РФ. В статье 1 законопроекта говорится, что указанный порядок определяется законодательством о Музейном фонде РФ, а также законодательством об архивном деле. Однако данное законодательство не содержит норм, регулирующих порядок  (особенности) безвозмездной передачи религиозным организациям соответствующего имущества. Между тем с принятием законопроекта пункты 11-13 постановления Правительства РФ от 30.06.01 № 490, определяющие вышеуказанный порядок, утратят силу.

Затем, согласно п. 3 ст. 1 Концепции законопроекта «исчерпывающий перечень документов, необходимых для передачи имущества религиозного назначения, будет установлен Правительством Российской Федерации». Однако проект соответствующего постановления Правительства на рассмотрение не представлен. Поэтому у традиционных конфессий нет абсолютной уверенности в том, что процедура передачи имущества религиозного назначения не усложнится по сравнению с ныне существующей.

Согласно законопроекту государственное и муниципальное имущество религиозного назначения, принадлежащее религиозным организациям на праве безвозмездного пользования, подлежит безвозмездной передаче в собственность в упрощенном порядке (п. 3 ст. 5). Однако особенности данного порядка в законопроекте не определены. 

Содержащееся в ст. 2 законопроекта правовое определение имущества религиозного назначения не охватывает всю совокупность объектов, подлежащих передаче. В частности, в состав данного имущества не включены объекты, предназначенные для осуществления и обеспечения паломничества, монастырской жизнедеятельности, обучения религии. Не определены в законопроекте особенности передачи религиозным организациям имущества благотворительного назначения, а также культовых имущественных комплексов.

Таким образом, подавляющее большинство объектов недвижимости, принадлежавших религиозным организациям  в дореволюционный период и предназначенных для осуществления и обеспечения  их жизнедеятельности, остались за рамками законопроекта.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»