Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

К.А. Чернега: «Коммерческое использование храмов в случае передачи их в собственность РПЦ невозможно»

К.А. Чернега: «Коммерческое использование храмов в случае передачи их в собственность РПЦ невозможно»
Версия для печати
13 марта 2007 г. 16:18

Юрисконсульт Московской Патриархии К.А. Чернега прокомментировала заявления Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) о возможности коммерческого использования Церковью полученных в собственность храмов и иного богослужебного имущества.

Несколько странным кажется заявление МЭРТ о том, что панацеей от коммерческого использования Церковью полученных в собственность храмов будет поправка в ФЗ «О свободе совести», ограничивающая предпринимательскую деятельность религиозных организаций религиозными целями.

Дело в том, что соответствующая норма, ограничивающая бизнес некоммерческих, в том числе религиозных, организаций предусмотрена гражданским законодательством Российской Федерации с 1993 г. Речь идет о ст. 50 ГК РФ, согласно которой НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Аналогичная норма закреплена в ст. 6 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Соответственно и в уставах всех религиозных организаций продублировано вышеизложенное ограничение на их бизнес.

МЭРТ, желая сделать «масло масляным», предлагает включить  предусмотренное двумя законами положение еще и в третий закон. Возражений нет, но есть вопрос о целесообразности повторения одной и той же статьи в нескольких законодательных актах.

Коммерческое использование храмов и иного богослужебного имущества в случае передачи его в собственность РПЦ невозможно по следующим причинам.

Во-первых, это прямо запрещено канонами. Канонические правила ограничивают даже внутрицерковный оборот богослужебного имущества, устанавливая запреты на передачу такого имущества от одной епархии другой. Соответственно отчуждение богослужебного имущества третьим лицам каноны совершенно запрещают.

В силу ст. 15 ФЗ «О свободе совести» государство уважает внутренние установления религиозных организаций, в том числе каноны.

Именно поэтому в зарегистрированные уставы религиозных организаций РПЦ включены по существу канонические положения, запрещающие отчуждать и сдавать в аренду богослужебное имущество.

Устав в деятельности некоммерческих, в том числе религиозных, организаций имеет важное значение, поскольку согласно ст. 49 ГК, НКО обладают специальной правоспособностью, то есть могут иметь только те права и нести те обязанности, которые прямо предусмотрены их уставами.

Поэтому заявления о том, что новый закон откроет перспективы коммерческого использования церковного имущества являются сущей нелепицей.

К тому же, похоже, МЭРТ слабо представляет себе, что представляет собой церковное имущество на сегодняшний день. В большинстве случаев это остатки полуразрушенных зданий, которые требуют серьезной реставрации либо реконструкции. Странно, что во главу угла поставлен вопрос не о том, каким образом  концепция законопроекта обеспечивает выделение бюджетных средств на восстановление руин, передаваемых в собственность Церкви. МЭРТ обеспокоено коммерческим использованием руин. Это и понятно: легче считать чужие деньги, чем давать свои.

Пресс-служба Московской Патриархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»