30 ноября 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Закон начнет «работать» после того, как появятся подзаконные акты:
- новый перечень документов, которые надо представить при подаче заявки;
- типовой договор безвозмездного пользования имуществом (единый для всех уровней и форм публичной собственности);
- порядок передачи имущества, которое закреплено за государственными предприятиями, а также относящееся к жилищному фонду.
В настоящее время идет подготовка этих документов. Религиозные организации смогут получить имущество в собственность или в безвозмездное пользование (по желанию).
Журнал «Приход» продолжает серию публикаций, освещающих ключевые положения нового законодательства. В очередном номере публикуется вторая часть комментария юрисконсульта Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) («Приход», № 1, 2011).
О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Часть 1
***
О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Часть 2
4. Какие способы передачи имущества религиозным организациям предусматривает закон?
Предусматриваются два способа передачи:
- в собственность;
- в безвозмездное пользование.
В обоих случаях имущество должно передаваться безвозмездно (п. 1 ст. 3 Закона). Конкурсы (аукционы) на право заключения договоров безвозмездного пользования, предполагающие выкуп такого права, проводиться не будут, что, впрочем, предусмотрено действующим Федеральным законом «О защите конкуренции» (ст. 17.1).
Многие задаются вопросом о том, почему государственное (муниципальное) имущество религиозного назначения передается в собственность религиозных организаций на безвозмездной основе, а не в порядке приватизации, предполагающей возмездное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности.
На мой взгляд, безвозмездный характер передачи религиозным организациям упомянутого имущества является актом морального искупления и возмещения ущерба, причиненного религиозным организациям в годы атеистических гонений. Аналогичной позиции придерживаются и другие авторы [1]. Данную позицию подтверждает указ Президента РФ от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», согласно которому «в целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести и вероисповедания, руководствуясь чувством покаяния, исходя из выводов Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий» Правительству Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поручено «оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений».
Изъятие церковного имущества — страшная страница нашей истории. Достаточно вспомнить хотя бы о двух судебных процессах в Москве, возбужденных против священнослужителей и мирян, которые обвинялись в призывах к «массовому противодействию» постановлению ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Первый судебный процесс, названный по количеству обвиняемых «процессом 54-х», проходил с 26 апреля по 5 мая 1922 г. в здании Политехнического музея. Он завершился вынесением 11 смертных приговоров. Второй процесс (известный также как «дело Хотовидского») проходил с 27 ноября по 13 декабря 1922 г. Суду Ревтрибунала были преданы 32 клирика и 86 мирян, получивших приговоры от 10 лет до 1 года лишения свободы.
Нельзя забывать о том, что сейчас Церкви передается, главным образом, то, что было принудительно и незаконно изъято. Хотя, как уже было отмечено в предыдущей публикации, доказывать факт принудительного изъятия имущества не требуется.
5. Какое имущество не может быть получено в собственность?
Во-первых, не могут быть переданы в собственность религиозных организаций объекты, изъятые из гражданского оборота, либо ограниченные в обороте. К последним относятся, в частности, объекты, включенные в Список всемирного наследия (ЮНЕСКО), особо ценные объекты культурного наследия (п. 1 ст. 50 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), музейные предметы и коллекции, составляющие государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (ст. 14,15 ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).
Во-вторых, не может быть передан в собственность религиозной организации объект, находящийся в безвозмездном пользовании другой религиозной организации (п. 5 ст. 3, пп. 5) п. 1 ст. 8 Закона). Для того чтобы получить в собственность такой объект, необходимо прекращение в установленном порядке действующего договора безвозмездного пользования. Так, например, Епархия не вправе получить в собственность здание, находящееся в безвозмездном пользовании прихода без предварительного прекращения договора безвозмездного пользования, заключенного приходом с уполномоченным государственным органом. Установленное правило касается и межконфессиональных отношений в имущественной сфере. Так, например, в Санкт-Петербурге два православных храма находятся в безвозмездном пользовании зарегистрированных религиозных организаций евангельских христиан-баптистов (церковь Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Боровая, д. 52 литер В и церковь Святой Троицы в Озерках на ул. Б. Озерная, д. 27 литер А). Получить в собственность данные объекты Русская Православная Церковь сможет только после прекращения в установленном порядке договоров безвозмездного пользования, заключенных уполномоченным государственным органом с упомянутыми религиозными организациями. Исчерпывающий перечень оснований прекращения договора безвозмездного пользования предусмотрен статьями 698, 699 Гражданского кодекса РФ.
Следует отметить, что установленный Законом запрет на передачу в собственность религиозной организации имущества, находящегося в безвозмездном пользовании другой религиозной организации, вступает в противоречие со п. 1 ст. 700 ГК РФ, согласно которой ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи; при этом к новому собственнику переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.
В–третьих, религиозные организации, не имеющие статуса «централизованные религиозные организации», не вправе получить в собственность объекты культурного наследия федерального значения (п. 1 ст. 5 Закона). Такие объекты могут передаваться в собственность исключительно централизованных религиозных организаций (то есть Русской Православной Церкви и Епархий). В этой связи, приходы, монастыри, Патриаршие и Архиерейские подворья, синодальные учреждения не смогут получить в собственность то имущество, которое относится к объектам культурного наследия федерального значения. В Москве таких объектов, находящихся в безвозмездном пользовании приходов и монастырей, насчитывается около 500. Вместе с тем упомянутые религиозные организации вправе получить памятники истории и культуры федерального значения в безвозмездное пользование. Впрочем, необходимо отметить, что передача объектов культурного наследия федерального значения в собственность религиозных организаций начнется только после завершения процесса разграничения государственной собственности на такие объекты в порядке, установленном ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В-четвертых, закон устанавливает запрет на передачу в собственность религиозных организаций домовых храмов, представляющих собой помещения, встроенные в здания, не имеющие религиозного назначения. В частности, домовые храмы в зданиях Святейшего Синода и Сената, дворцовые домовые храмы в Санкт-Петербурге не могут быть переданы в собственность религиозных организаций (пп. 3) п. 2 ст. 4 Закона). Однако если помещение храма находится внутри здания религиозного назначения, оно (данное помещение) может быть передано из государственной (муниципальной) собственности в собственность религиозной организации. Например, здание храма святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа в Посланниковом переулке г. Москвы было частично приватизировано в 90-е годы. Неприватизированными остались лишь несколько помещений на первом этаже, которые собственник (г. Москва) передал в безвозмездное пользование православному приходу. С принятием законопроекта такие помещения могут быть переданы в собственность соответствующего прихода.
В остальных случаях, объект, относящийся к имуществу религиозного назначения и (или) соответствующий критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и (или) ч.1 ст. 12 Закона, может быть передан в собственность религиозной организации на основании письменного заявления последней.
При этом важно отметить, что для случаев передачи в собственность религиозных организаций имущества, находящегося у них в безвозмездном пользовании, будет установлен особый (сокращенный) перечень документов, подлежащих предоставлению в уполномоченный орган (п. 3 ст. 4 закона).
6. Допускается ли выкуп государственного или муниципального имущества религиозного назначения не религиозными организациями (третьими лицами)?
Согласно п. 2 ст. 3 Закона государственное или муниципальное имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций (за исключением случаев передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации).
Ранее подобная норма была предусмотрена лишь в отношении объектов культурного наследия религиозного назначения. Эта норма сохранена в п. 2 ст. 50 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Какая норма права является «общей», и какая — «специальной»? От решения этого вопроса зависит сфера действия установленного п. 2 ст. 3 Закона исключительного права [2].
Этот вопрос мы рассмотрим в нашей следующей публикации.
Примечания:
[1] См. Шахов М.О. «Реализация принципа светскости государственной гражданской службы в Российской Федерации» М. 2006. С. 30. — Прим. автора;
[2] Lex specialis derogat generalis (лат. «специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон») - общий принцип права, восходящий к римскому праву. Суть этого принципа сводится к тому, что в случае конкуренции норм общего (generalis) и специального (specialis) характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам. — Прим. ред.