Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Часть 2

О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Часть 2
Версия для печати
27 января 2011 г. 14:30

30 ноября 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Закон начнет «работать» после того, как появятся подзаконные акты:

  • новый перечень документов, которые надо представить при подаче заявки;
  • типовой договор безвозмездного пользования имуществом (единый для всех уровней и форм публичной собственности);
  • порядок передачи имущества, которое закреплено за государственными предприятиями, а также относящееся к жилищному фонду.

В настоящее время идет подготовка этих документов. Религиозные организации смогут получить имущество в собственность или в безвозмездное пользование (по желанию).

Журнал «Приход» продолжает серию публикаций, освещающих ключевые положения нового законодательства. В очередном номере публикуется вторая часть комментария юрисконсульта Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) («Приход», № 1, 2011).

О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Часть 1 

***

О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Часть 2

4. Какие способы передачи имущества религиозным организациям предусматривает закон?

Предусматриваются два способа передачи:

  • в собственность;
  • в безвозмездное пользование.

В обоих случаях имущество должно передаваться безвозмездно (п. 1 ст. 3 Закона). Конкурсы (аукционы) на право заключения договоров безвозмездного пользования, предполагающие выкуп такого права, проводиться не будут, что, впрочем, предусмотрено действующим Федеральным законом «О защите конкуренции» (ст. 17.1).

Многие задаются вопросом о том, почему государственное (муниципальное) имущество религиозного назначения передается в собственность религиозных организаций на безвозмездной основе, а не в порядке приватизации, предполагающей возмездное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности.

На мой взгляд, безвозмездный характер передачи религиозным организациям упомянутого имущества является актом морального искупления и возмещения ущерба, причиненного религиозным организациям в годы атеистических гонений. Аналогичной позиции придерживаются и другие авторы [1]. Данную позицию подтверждает указ Президента РФ от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», согласно которому «в целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести и вероисповедания, руководствуясь чувством покаяния, исходя из выводов Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий» Правительству Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления поручено «оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений».

Изъятие церковного имущества — страшная страница нашей истории. Достаточно вспомнить хотя бы о двух судебных процессах в Москве, возбужденных против священнослужителей и мирян, которые обвинялись в призывах к «массовому противодействию» постановлению ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Первый судебный процесс, названный по количеству обвиняемых «процессом 54-х», проходил с 26 апреля по 5 мая 1922 г. в здании Политехнического музея. Он завершился вынесением 11 смертных приговоров. Второй процесс (известный также как «дело Хотовидского») проходил с 27 ноября по 13 декабря 1922 г. Суду Ревтрибунала были преданы 32 клирика и 86 мирян, получивших приговоры от 10 лет до 1 года лишения свободы.

Нельзя забывать о том, что сейчас Церкви передается, главным образом, то, что было принудительно и незаконно изъято. Хотя, как уже было отмечено в предыдущей публикации, доказывать факт принудительного изъятия имущества не требуется.

5. Какое имущество не может быть получено в собственность?

Во-первых, не могут быть переданы в собственность религиозных организаций объекты, изъятые из гражданского оборота, либо ограниченные в обороте. К последним относятся, в частности, объекты, включенные в Список всемирного наследия (ЮНЕСКО), особо ценные объекты культурного наследия (п. 1 ст. 50 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), музейные предметы и коллекции, составляющие государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (ст. 14,15 ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).

Во-вторых, не может быть передан в собственность религиозной организации объект, находящийся в безвозмездном пользовании другой религиозной организации (п. 5 ст. 3, пп. 5) п. 1 ст. 8 Закона). Для того чтобы получить в собственность такой объект, необходимо прекращение в установленном порядке действующего договора безвозмездного пользования. Так, например, Епархия не вправе получить в собственность здание, находящееся в безвозмездном пользовании прихода без предварительного прекращения договора безвозмездного пользования, заключенного приходом с уполномоченным государственным органом. Установленное правило касается и межконфессиональных отношений в имущественной сфере. Так, например, в Санкт-Петербурге два православных храма находятся в безвозмездном пользовании зарегистрированных религиозных организаций евангельских христиан-баптистов (церковь Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Боровая, д. 52 литер В и церковь Святой Троицы в Озерках на ул. Б. Озерная, д. 27 литер А). Получить в собственность данные объекты Русская Православная Церковь сможет только после прекращения в установленном порядке договоров безвозмездного пользования, заключенных уполномоченным государственным органом с упомянутыми религиозными организациями. Исчерпывающий перечень оснований прекращения договора безвозмездного пользования предусмотрен статьями 698, 699 Гражданского кодекса РФ.

Следует отметить, что установленный Законом запрет на передачу в собственность религиозной организации имущества, находящегося в безвозмездном пользовании другой религиозной организации, вступает в противоречие со п. 1 ст. 700 ГК РФ, согласно которой ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи; при этом к новому собственнику переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.

В–третьих, религиозные организации, не имеющие статуса «централизованные религиозные организации», не вправе получить в собственность объекты культурного наследия федерального значения (п. 1 ст. 5 Закона). Такие объекты могут передаваться в собственность исключительно централизованных религиозных организаций (то есть Русской Православной Церкви и Епархий). В этой связи, приходы, монастыри, Патриаршие и Архиерейские подворья, синодальные учреждения не смогут получить в собственность то имущество, которое относится к объектам культурного наследия федерального значения. В Москве таких объектов, находящихся в безвозмездном пользовании приходов и монастырей, насчитывается около 500. Вместе с тем упомянутые религиозные организации вправе получить памятники истории и культуры федерального значения в безвозмездное пользование. Впрочем, необходимо отметить, что передача объектов культурного наследия федерального значения в собственность религиозных организаций начнется только после завершения процесса разграничения государственной собственности на такие объекты в порядке, установленном ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В-четвертых, закон устанавливает запрет на передачу в собственность религиозных организаций домовых храмов, представляющих собой помещения, встроенные в здания, не имеющие религиозного назначения. В частности, домовые храмы в зданиях Святейшего Синода и Сената, дворцовые домовые храмы в Санкт-Петербурге не могут быть переданы в собственность религиозных организаций (пп. 3) п. 2 ст. 4 Закона). Однако если помещение храма находится внутри здания религиозного назначения, оно (данное помещение) может быть передано из государственной (муниципальной) собственности в собственность религиозной организации. Например, здание храма святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа в Посланниковом переулке г. Москвы было частично приватизировано в 90-е годы. Неприватизированными остались лишь несколько помещений на первом этаже, которые собственник (г. Москва) передал в безвозмездное пользование православному приходу. С принятием законопроекта такие помещения могут быть переданы в собственность соответствующего прихода.

В остальных случаях, объект, относящийся к имуществу религиозного назначения и (или) соответствующий критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и (или) ч.1 ст. 12 Закона, может быть передан в собственность религиозной организации на основании письменного заявления последней.

При этом важно отметить, что для случаев передачи в собственность религиозных организаций имущества, находящегося у них в безвозмездном пользовании, будет установлен особый (сокращенный) перечень документов, подлежащих предоставлению в уполномоченный орган (п. 3 ст. 4 закона).

6. Допускается ли выкуп государственного или муниципального имущества религиозного назначения не религиозными организациями (третьими лицами)?

Согласно п. 2 ст. 3 Закона государственное или муниципальное имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций (за исключением случаев передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации).

Ранее подобная норма была предусмотрена лишь в отношении объектов культурного наследия религиозного назначения. Эта норма сохранена в п. 2 ст. 50 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Какая норма права является «общей», и какая — «специальной»? От решения этого вопроса зависит сфера действия установленного п. 2 ст. 3 Закона исключительного права [2].

Этот вопрос мы рассмотрим в нашей следующей публикации.

Примечания:

[1] См. Шахов М.О. «Реализация принципа светскости государственной гражданской службы в Российской Федерации» М. 2006. С. 30. — Прим. автора;

[2] Lex specialis derogat generalis (лат. «специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон») - общий принцип права, восходящий к римскому праву. Суть этого принципа сводится к тому, что в случае конкуренции норм общего (generalis) и специального (specialis) характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам. — Прим. ред.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»