Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Новое в законодательстве: поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Новое в законодательстве: поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Версия для печати
12 июня 2010 г. 12:00

Принят Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Среди социально ориентированных некоммерческих организаций — религиозные организации.

Как отметил Святейший Патриарх Кирилл на церемонии подписания соглашения о социальном партнерстве между Русской Православной Церковью и Уральским федеральным округом, принятие федерального закона является «свидетельством признания той большой работы, которую Русская Православная Церковь и другие традиционные религии России осуществляют в социальной области. Это означает, что с сегодняшнего дня можно совершенно по-новому строить отношения со светской властью, государством — как на федеральном, так и на региональном уровнях — в плане взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы».

Предстоятель напомнил о важности переосмысления задач православного прихода: «Сегодня и Церковь сознает необходимость возрождения социальной функции прихода, и государство понимает, что религиозные организации могут и должны осуществлять социально ориентированную деятельность».

Комментирует основные положения закона на страницах журнала «Приход» (№ 3, 2010 г.) юрисконсульт Московской Патриархии кандидат юридических наук инокиня Ксения (Чернега).

Федеральный закон от 5 апреля 2010 года №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» предусматривает, в частности, следующие меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций:

  • предоставление субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов;
  • предоставление имущества во владение и пользование на льготных условиях, в том числе в аренду по льготным ставкам арендной платы;
  • предоставление льгот по уплате налогов и сборов гражданам и  юридическим лицам, оказывающим данным некоммерческим организациям материальную помощь.

Субъекты РФ вправе оказывать социально ориентированным некоммерческим организациям государственную поддержку  в иных формах.

К социально ориентированным некоммерческим организациям отнесены некоммерческие организации при условии осуществления ими, в частности, следующих видов деятельности, предусмотренных их учредительными документами:

  • социальная поддержка и защита граждан;
  • охрана и должное содержание в соответствии с установленными требованиями зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  • благотворительная деятельность;
  • деятельность и содействие деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействие духовному развитию личности.

Очевидно, что данные виды деятельности характерны для большинства религиозных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Так, религиозные организации Русской Православной Церкви оказывают благотворительную помощь детям-сиротам, пожилым гражданам и другим незащищенным категориям населения. При этом, в соответствии со ст. 18 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем создания специализированных организаций (детских домов, домов престарелых, благотворительных больниц).

Религиозные организации обеспечивают охрану и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих культовое, историческое, культурное значение, а также мест захоронений.

Учредительными документами религиозных организаций предусмотрено их право осуществлять деятельность в области образования, просвещения, науки и культуры.

Что касается такого направления деятельности социально ориентированных организаций как «содействие духовному развитию личности», то, очевидно, данный вид деятельности осуществляют, главным образом, религиозные организации.

Нормы Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривают возможность государственной поддержки благотворительной деятельности религиозных организаций, а также их деятельности в сфере сохранения и содержания памятников истории и культуры (ст. 3, 18 Закона). Однако конкретные формы государственной поддержки религиозных организаций на уровне закона не определены и, в этом смысле, новый документ призван сыграть исключительно положительную роль, поскольку он не только декларирует возможность государственной поддержки социально ориентированных организаций, но также и конкретизирует формы такой поддержки.

Особо хотелось бы отметить, что в нормах закона прослеживается избирательный подход к социально ориентированным организациям. Предполагается, что государственная поддержка может предоставляться только тем из них, которые включены в специальные государственные и муниципальные реестры. Таким образом, обеспечивается дифференцированный подход к оказанию помощи религиозным организациям. В соответствующие реестры должны быть включены традиционные религиозные организации. В свою очередь, нетрадиционные религиозные организации, при правильном ведении реестра, вряд ли могут претендовать на государственную поддержку.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»