Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий юрисконсульта Московской Патриархии в связи с принятием указа, отменяющего предоставление отсрочек для священнослужителей

Комментарий юрисконсульта Московской Патриархии в связи с принятием указа, отменяющего предоставление отсрочек для священнослужителей
Версия для печати
12 февраля 2008 г. 20:05

На официальном сайте Президента России опубликован  Указ №138 «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу» от 6 февраля 2008 года . Юрисконсульт Московской Патриархии К.А. Чернега в интервью заместителю руководителя Пресс-службы Московской Патриархии Михаилу Моисееву прокомментировала последствия указа, касающиеся священнослужителей, монашествующих и учащихся духовных заведений.

— Ксения Александровна, президент России подписал указ о внесении изменений в порядок призыва на военную службу. Эти изменения касаются и священнослужителей. Скажите, пожалуйста, какие собственно эти изменения и какова предыстория вопроса?

— Да, хотелось бы несколько слов сказать о предыстории вопроса. Дело в том, что вплоть до июля 2006 года законодательство предусматривало право священников на отсрочку от призыва на военную службу. Это право было закреплено в статье 3 закона «О свободе совести».

Она буквально, хотела бы процитировать, гласила, что «по просьбам религиозных организаций решением президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу». Это положение закона применялось и конкретизировалось в специальном Указе Президента РФ №24. Указ был принят в 2002 году и предусматривал предоставление отсрочки священникам разных конфессий в пределах определенной квоты: 300 человек на каждый призыв.

В июле 2006 года положение закона, который я только что процитировала, утратило силу. Вместе с тем, указ президента, о котором шла речь, продолжал действовать, и священники не призывались в армию. Более того, было найдено основание, на котором базируется этот указ, а именно положение пункта 2 статьи 24 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», где сказано, что президент в праве отдельным категориям гражданам предоставлять отсрочку от призыва на основании специальных указов. Таким образом, указ президента был вполне легитимным, даже в той ситуации, когда он не был основан на прямой статье закона «О свободе совести».

Что же произошло 6 февраля на прошлой неделе. Указ Президента РФ от 24 января 2002 года за номером 24 был отменен новым указом и включен в перечень тех актов, которые утратили силу. Теперь наши священники подлежат призыву на военную службу.

— Каков правовой статус учащихся духовных учебных заведений или монашествующих?

— Это особый вопрос. Монашествующие и учащиеся духовных школ не относятся к категории священнослужителей, поскольку понятие «священнослужитель» в законе не раскрыто и определяется каждой конфессией самостоятельно. Согласно каноническим правилам Русской Церкви к священнослужителям относятся лица прошедшие хиротонию (рукоположение). Соответственно, монашествующие, если только они не являются священниками, не являются иеромонахами и архиереями, а также учащиеся духовных школ, не рукоположенные в священники, представляют собой особую категорию призывников. В свете закона, принятого, если я не ошибаюсь, 6 июля 2006 года, учащиеся духовных школ подлежат призыву на военную службу.

Прежде законодательство, я имею в виду прежде всего статью 19 закона «О свободе совести», освобождала учащихся духовных учебных заведений от призыва на военную службу на весь срок обучения. Однако в закон были внесены поправки, эта льгота была отменена. Я уже сказала о том, что наших студентов стали призывать в армию. Мы возлагаем надежды на закон о государственной аккредитации духовных учебных заведений, согласно которому выпускники аккредитованных духовных школ будут освобождены от призыва в армию.

Что касается монашествующих, то Конституция России предоставляет право верующим гражданам на альтернативную гражданскую службу. То есть человек по религиозным убеждениям может избрать вместо прохождения военной службы альтернативную гражданскую службу, скажем, в больнице, на иных объектах, но, кстати, и в воинской части. Дело в том, что закон об альтернативной гражданской службе к сожалению предусматривает возможность прохождения этой службы в воинской части под начальством того же командира воинской части. Поэтому, конечно, с этой точки зрения закон является несовершенным.

— Те оценки, которые мы сейчас давали принятому указу, это в основном оценки с точки зрения государственного права. Как бы Вы охарактеризовали принятое постановление с точки зрения права церковного, канонического?

— Здесь мне хотелось бы обратить внимание на каноны Русской Православной Церкви и процитировать несколько канонических правил, которые говорят сами за себя. В частности, 83-е апостольское правило гласит, что «пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, подлежит извержению из священного чина». Или другое положение канонов, в данном случае 69-е апостольское правило, в котором говорится, что, «если пресвитер или диакон не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, да будет извержен из сана». То есть каноны запрещают священнику проходить военную службу, упражняться в воинском искусстве, использовать оружие, носить оружие. Кроме того, соблюдение поста в режиме воинской части очень проблематично и затруднительно, практически невозможно.

Вот почему Русская Православная Церковь считает, что призыв священника в армию противоречит внутренним установлениям Церкви. А ведь согласно статьи 15 закона «О свободе совести» государство должно уважать внутренние установления. Поэтому наша принципиальная позиция:  отсрочка для священников должна быть сохранена.

Священники не могут призываться в армию. Это подтверждает законодательство зарубежных государств. Ни в одной стране священнослужители не служат в качестве обыкновенных солдат. Есть институт капелланов, которого, к сожалению, наше законодательство не предусматривает. Мы готовы дать нашей армии священников, но ни в коей мере не согласны на призыв наших священнослужителей в качестве рядовых солдат. Хотя Министерство обороны убеждает нас, что призыв священников повысит нравственность в армии, но это совершенно пустые слова. Дело в том, что священник, одетый в форму солдата, может как обычный человек утратить даже часть своего нравственного богатства, а никак не обогатить армию нравственными ценностями и ориентирами.

Пресс-служба Московской Патриархии

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»