Юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега опровергает появившиеся в СМИ утверждения, будто передача расположенных на Соловецком архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Русской Православной Церкви повлечет катастрофические последствия для Соловецкого музея и местного населения.
В связи с опубликованными в СМИ Архангельской области интервью главы муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Д. Лугового и директора Соловецкого музея М. Лопаткина полагаю необходимым дать следующие пояснения.
На основании поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № Пр-2101 Правительство России рассмотрело вопрос о возможности передачи Русской Православной Церкви храмов и иных объектов культурного наследия Соловков, имеющих религиозное назначение.
Согласно письму заместителя Председателя Правительства России А. Жукова от 28 марта 2007 г. № - «правовая и организационные стороны вопроса передачи Соловецкому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения урегулированы. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь имеет возможность в установленном порядке формировать необходимый пакет документов для направления в Росимущество с целью принятия последним решения о передаче в безвозмездное пользование монастыря объектов религиозного назначения, расположенных на территории Соловецкого архипелага».
Кроме того, Минкультуры России совместно с Роскультурой, администрацией Архангельской области и Комитетом по культуре Архангельской области, Государственным институтом искусствознания подготовлен уточненный перечень объектов Соловецкого историко-культурного комплекса, включающий 243 объекта монастырской культуры. Данный перечень направлен в Московскую Патриархию за подписью Министра культуры А. Соколова от 21.03.2007 № 767-01-26-А. В соответствующем письме Министра культуры, в частности, отмечено, что «с учетом правовой и организационной урегулированности вопроса передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения Минкультуры России полагало бы возможным рассмотрение обращения соответствующей религиозной организации относительно передачи расположенного на Соловках имущества религиозного назначения в собственность или в пользование».
Передача расположенных на Соловецком архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Русской Православной Церкви не повлечет тех катастрофических последствий для Соловецкого музея и местного населения Соловков, на которые «прозрачно» намекают Д. Луговой и М. Лопаткин в данных ими интервью. Как представляется, Д. Луговой намеренно будоражит население, заявляя в своем интервью ИА «Росбалт-Север» о том, что «никаких документов о закрытии музея или переселении жителей на материк» он не получил.
Таких документов не существует, поскольку ни государство, ни Церковь не ставят вопрос о ликвидации музея и переселении местного населения Соловков на материк.
В интервью ИА «Двина-Информ» директор Соловецкого музея М. Лопаткин призывает выстраивать «совместную работу государства, Церкви и общества по сохранению Соловков» на основе заключенных в 2005 г. между Соловецким музеем-заповедником и Соловецким Спасо-Преображенским монастырем соглашений, содержащих якобы «согласованный» список памятников, которые подлежат закреплению соответственно за музеем и (или) монастырем. Легитимность этих соглашений более чем сомнительна.
Действующее российское законодательство относит храмы-памятники к имуществу религиозного назначения (ст. 3, 47, 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490). Обеспечить использование православных храмов по их целевому (религиозному) назначению может только Русская Православная Церковь. В этой связи ничего, кроме недоумения, не вызывает соглашение от 23.09.2005, заключенное между Соловецким музеем и монастырем и предусматривающее распределение между ними храмов-памятников.
Ряд храмов и часовен, например, храм св. Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове, часовню Александра Невского в Макарьевской пустыни предлагается сохранить в исключительном пользовании музея. И это в наше время, когда повсеместно культовые здания-храмы и часовни передаются не только в исключительное пользование, но и в собственность Церкви.
Это соглашение очевидно противоречит действующему законодательству. Например, музей предлагает монастырю совместно использовать около 20 храмов и часовен, в том числе расположенные на территории Соловецкого кремля Спасо-Преображенский собор с папертью, Свято-Троицкий собор, церковь преподобного Германа.
Между тем, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 предусмотрено, что недвижимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за музеем, может использоваться им совместно с религиозной организацией на условиях, определяемых по согласованию с централизованной религиозной организацией (то есть Московской Патриархией) и утверждаемых Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
Однако заключенные монастырем и музеем соглашения, на которые ссылается М. Лопаткин, не согласованы с Московской Патриархией и не утверждены Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Поэтому соответствующие соглашения не имеют юридической силы.
Московская Патриархия полагает, что памятники истории и культуры Соловецкого архипелага, которые ЮНЕСКО рассматривает как «апогей русской православной стойкости и мужества», подлежат передаче Русской Православной Церкви.
Ксения Чернега, юрисконсульт Московской Патриархии
«Православие на Северной земле»/Патриархия.ru