Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста
Версия для печати
11 марта 2011 г. 16:33

11 марта 2011 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Пантелеимон! Дорогие отцы, братия и сестры!

Радуюсь возможности совершить Божественную службу на первой седмице Великого поста здесь, в Свято-Димитриевском храме, в общине сестер милосердия, в общине, где так много детей — учащихся церковной средней школы, в общине, которая, может быть, совершает в городе Москве больше дел милосердия, чем любой другой московский приход.

Мы завершаем первую седмицу Великого поста и завершаем чтение на этой седмице великой молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». И когда святой Ефрем своими богодухновенными словами призывает нас просить у Бога милости, просить у Бога дара, мы вспоминаем о любви: «дух … любви даруй ми, рабу Твоему».

Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже неспособен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово нередко оскверняется и обесценивается в человеческой жизни. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, «Бог есть любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает и Бог пребывает в нем» (1 Ин. 4, 16), и это — исчерпывающее определение любви.

Даже если бы нам были открыты только эти слова, то и они непременно дали бы возможность прикоснуться к величайшей Божественной тайне, однако многое оставалось бы непонятным. Господь же изволил открыть нам нечто большее о Своей жизни — именно это откровение Бога о Самом Себе дает нам полноту понимания того, что есть любовь. Господь посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принес Себя в жертву за грехи людей (см. Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9). Посылает не потому, что должен это сделать. Посылает не потому, что это целесообразно. Посылает не потому, что этим восполняется некая утрата логики исторического бытия рода человеческого, но только потому, что Он любит Свое творение. Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаем о том, что любовь есть жертва.

Но мы узнаем и еще нечто очень важное. Бог открывает нам Себя как Единого по существу, но Троичного в Лицах. Мы верим в Святую Троицу, внутренним законом жизни Которой является любовь, соединяющая три Лица единой природой. Это абсолютное, ничем не помрачаемое и неразделяемое единство, и потому мы можем говорить о том, что любовь — это единство. Единство лиц Святой Троицы достигается через внутреннее общение, и потому мы можем говорить также о том, что любовь — это единство, которое достигается через общение людей.

Итак, любовь — это жертва, это общение и это единство. Богу было угодно явить эти возвышенные Божественные догматы в человеческой жизни, и через искупительные заслуги Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа Он воссоздает образ Божественной любви в земной человеческой жизни. Он создает Церковь — общину Своих последователей, которые через общение с Богом и друг с другом достигают единства. Это единство мы обретаем, когда все вместе совершаем Таинство Тела и Крови Спасителя. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся единым телом, мы становимся общиной, живущей и существующей по образу Божиему.

Но в реальной жизни все не так просто. Там, где действует Святой Дух и где разрозненные люди, различные и по своему положению, и по национальности, и по возрасту, и по культуре, и по языку, становятся едины по образу Святой Троицы, там одновременно действует и грех. С одной стороны, Церковь, пребывая на земле, воплощает и выражает это единство по образу Святой Троицы; с другой — у людей крещеных и являющихся членами Церкви очень часто не хватает сил осуществлять и являть миру это единство вне Таинства Церкви, вне святой Евхаристии, за пределами храма, там, где начинается исполненная треволнений и конфликтов жизнь.

Для того чтобы мы были способны обретенное нами в Таинстве святой Евхаристии единство друг с другом и с Богом реально осуществлять в жизни мира сего, мы должны вспомнить еще и о том, что любовь есть жертва. И если мы окажемся способными отдавать частицу самих себя, жертвовать своим временем, своим вниманием, своей любовью, своими средствами — жертвовать тем, кто в этом нуждается, то мы будем жить и за пределами храма по закону любви.

То, что происходит в этой общине, очень важно, потому что здесь действует школа сестер милосердия, здесь учащиеся этой школы учатся понимать, что значит отдать частицу своего сердца другим, разделить с другими свою жизнь, пожертвовать нечто, что нужно и самим. Мы должны помнить — и, быть может, в первую очередь те, кто берет на себя великую ответственность служения милосердию, — что через эту жертву, которую мы несем людям, Бог дарует нам Свою любовь.

Милосердие есть школа любви. Современный мир, современное общество порой в недоумении вопрошает само себя, почему же в наш просвещенный век, когда практически у всех есть образование, когда наука достигла таких высот, мы видим столько страданий, преступлений, семейных трагедий, человеческого горя. И не нужно быть философом, чтобы сказать: ни образование, ни сила, ни власть, ни деньги — все то, что так желанно для современного человека — неспособны дать людям любовь, неспособны принести им счастье. И каким немодным ни был тот образ жизни, который вы ведете в своей общине, как бы скептически кто-то ни смотрел на вас, не разделяя ваших идеалов, помните, что через жертву, которую вы приносите Богу, вам даруется великая благодатная сила любви. Именно эта сила поможет вам в жизни. Она поможет вам создать и сохранить ваши семьи. А если кто-то останется одиноким, она поможет избежать чувства уныния и направит ваше внимание на дела, которые так важны, — на дела милосердия.

«Господи и Владыко живота моего, дух … любви даруй мне, рабу Твоему». Будем просить Господа, чтобы Он укрепил наши силы и помог воспринять этот великий дар, содержащий частицу Божественной жизни, и через этот дар сердцем и умом почувствовать и принять Бога, Который есть любовь. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина