14 марта 2011 года, в день 35-летия своей архиерейской хиротонии, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Превосходительство, уважаемый Александр Дмитриевич! Дорогие отцы, братья и сестры!
Благодарю вас за то, что несмотря на будничный великопостный день вы собрались сегодня, чтобы вместе со мной помолиться. Радуюсь тому, что за Божественной Литургией Преждеосвященных Даров мне сослужили мои ближайшие сотрудники — викарные архиереи и благочинные, члены Епархиального совета; потому что для осуществления Патриаршего служения очень важно иметь рядом людей, которые были бы твоими единомышленниками, которые могли бы поддерживать руки твои, когда они немощствуют, подобно тому, как Аарон поддерживал руки Моисея (см. Исх. 17, 12).
Благодарю Вас, владыка, за Ваши теплые слова. Среди присутствующих только два человека, которые были 35 лет назад в Троицком соборе Александро-Невской лавры, — это Вы, Ваше Высокопреосвященство, и отец архидиакон Андрей Мазур. То, что Вы вспомнили тот день, приводит и меня в живое соприкосновение с тем, наверное, самым значительным днем моей жизни. Я вспоминаю покойного приснопамятного владыку Никодима, который инициировал мое рукоположение во епископа несмотря на то, что я просил его отсрочить, по возможности как можно дольше, это решение. Я неформально, искренне сознавал свое недостоинство — и по молодости лет, и по высоте той ответственности, с которой связывается епископское служение. Но владыка Никодим не внял моим горячим просьбам, и на Синоде под председательством покойного приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена это решение было принято.
Взирая на минувшие 35 лет, могу повторить, отталкиваясь от своего личного опыта, слова апостола: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13), а без Господа нашего Иисуса Христа, без Его благодатной помощи не могу ничего. Эти слова являются моим жизненным кредо и глубочайшим убеждением. Человеческие способности, которые Бог дает, у одного больше, у другого меньше. Но Бог способен ограничить наши способности и таланты, если они служат греху, и, напротив, восполнить недостающее, оскудевающее Своей благодатью. Вот это восполнение скудного я в своей жизни реально чувствовал, осязал на протяжении всех последних 35 лет.
Но, наверное, особенным образом все это проявилось в течение последних лет моего служения в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви. По традиции и по мудрости церковной человек призывается к Патриаршему служению в более чем зрелом возрасте. Вспоминаю, как покойный Святейший Патриарх Алексий после избрания его Патриархом на Поместном Соборе сказал: «На закате моей жизни Господь меня призывает». Никто не знает, сколько ему дано прожить. Но возраст, в котором Патриарх восходит на горнее место Патриаршего собора, — это возраст более чем зрелый. И совершать это служение в полной мере, опираясь исключительно на свои физические, духовные или тем более интеллектуальные силы, невозможно. Именно в этой немощи, связанной с возрастом, с естественным старением человека, чувствуешь силу благодати Божией, которая восполняет то, что утрачивается по законам человеческого естества. И поэтому два последних года были для меня годами Божиего чуда. Бог прикасается ко мне, немощному, восполняет физические слабости, дает силы и, верю, будет давать ровно столько, сколько это будет нужно.
И еще один важный урок вынес я за эти 35 лет своего служения — то, что Церковь является реальным единством людей, общиной единомышленников, собранных воедино силой Святого Духа. В этой богочеловеческой общности присутствует Божественная сила и человеческая слабость. Но Божественная сила всегда превозмогает человеческую слабость. Благодать Божия несоизмеримо больше присутствует в исторической жизни Церкви, исцеляя наши недуги, наши слабости, прощая наши грехи и даруя нам силы свидетельствовать о Христе во все времена, начиная от пришествия Спасителя и до сей поры.
Этим присутствием Божественной благодати — избыточествующим присутствием, которое, как я сказал, не только уравновешивает наши слабости, но и превозмогает их, — и определяется историческое бытие Церкви. Для Церкви никогда не было легких времен, но она прошла эти две тысячи лет, храня неповрежденной апостольскую веру и передавая эту веру каждому последующему поколению людей. Все это совершается, несмотря на человеческую слабость, силой благодати Божией.
Но и от нас требуется нечто, чтобы благодать не покидала нас. От нас требуется верность апостольской вере. От нас требуется поддержание единства, какими бы соблазнами ни были раздираемы люди по своей слабости. Облеченные иерархической властью, священническим достоинством, мы должны хранить единство Церкви как священную заповедь, данную нам Самим Господом, как условие спасения каждого последующего поколения людей. И ныне я могу свидетельствовать о том, что епископат нашей Церкви — как постоянные члены Синода, с которыми я больше всего работаю, руководители Синодальных учреждений, викарии Московской епархии, так и весь епископат нашей Церкви — трудится настолько, насколько может, чтобы отвечать на Божественный призыв сохранять единство, как и на другой призыв — идти, крестить и учить, дабы слово Божие всегда, до скончания века пребывало в роде человеческом (см. Мф. 28, 19-20).
Я хотел бы еще раз поблагодарить в вашем лице весь епископат Русской Православной Церкви, сугубо же тех, кто сегодня вместе со мной молился. Еще раз хотел бы обратить слова благодарности московскому духовенству за несение им пастырского служения в Первопрестольном граде и сердечно поблагодарить также матушек настоятельниц наших женских монастырей, в которых также совершается большое и доброе дело. Хотел бы поблагодарить Вас, Александр Дмитриевич, за добрые слова приветствия, и прошу передать Дмитрию Анатольевичу свою благодарность за память об этом дне. Благодарю всех вас, мои дорогие братья и сестры, кто сегодня вместе со мной помолился Господу в день 35-летия моей архиерейской хиротонии. Храни вас Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси