Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии во вторую неделю Великого поста в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии во вторую неделю Великого поста в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове
Версия для печати
20 марта 2011 г. 18:56

20 марта 2011 года, во вторую неделю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Троицы Живоначальной в столичном районе Орехово-Борисово. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства! Досточтимый отец Олег, дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю со вторым воскресеньем Великого поста. Сегодня в Евангельском чтении нам было предложено еще раз послушать историю, которая не должна оставить безразличным ни одного думающего человека. Это история о том, как Господь исцелил расслабленного, то есть парализованного (Мк. 2:1-12). Близкие этого человека, желая, чтобы Господь хотя бы увидел его, но не имея возможности войти в дом, где Он находился, из-за множества народа, разобрали крышу (благо, на Востоке и в то время, да и сегодня в деревнях сделать это очень просто, потому что крыши плоские — делаются они обычно из тростника и только укрепляются глиной). Так вот, с легкостью разобрав крышу, они опустили ложе вместе с парализованным человеком прямо в комнату, где находился Спаситель. Как повествует евангелист Марк, Господь, видя веру этих людей, говорит парализованному: «Прощаются тебе грехи твои».

Как только услышали эти слова книжники и фарисеи, — которые находились в толпе народа и внимательно слушали слова Спасителя, желая обличить Его в том, что было с их точки зрения греховным, — они тут же сказали: «Как же человек может прощать грехи?» Тогда Господь, уразумев смысл того, что они про себя сказали, говорит им: «Что легче сказать: "прощаются тебе грехи" или: "встань, возьми ложе свое и иди"?». Те, кто так помыслил, были лицемерами — для них слова мало что значили. Они могли сказать любое слово, потому что за этим словом не было дела. К ним-то и обращает Господь Свое слово: «что легче сказать: "прощаются тебе грехи твои" — а для них, конечно, это было бы очень легко сказать — или: "возьми постель свою и иди"?» А это сказать никто не мог, ведь парализованный лежал без движения. И, продолжая, Спаситель говорит: «но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, Я говорю этому несчастному расслабленному: "встань, возьми постель свою и иди"». К ужасу, к удивлению, к потрясению окружающих этот несчастный обездвиженный человек встал, взял свою постель и вышел из комнаты. И дивился народ, понимая, что произошедшее свидетельствует о чем-то великом, и, наверное, многие уверовали, что перед ними действительно Мессия, Спаситель, Сын Божий.

Эта потрясающая история, свидетельствующая о великой силе Божией, явленной во Иисусе Христе, имеет большое значение и для современного человека. Грех — это болезнь. А когда нас посещает болезнь, особенно тяжкая, мы стараемся найти хорошего врача, купить хорошие лекарства, даже если это непросто. Если врачи, что поблизости, не помогают, мы готовы ехать на край земли; если на это нет средств, мы собираем деньги, и слава Богу, что люди откликаются, в том числе на телевизионные передачи, которые время от времени повествуют о таких болящих. Итак, чтобы исцелиться, мы ищем врача, и правильно делаем. Но грех — это болезнь, которую может исцелить только Бог. «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, Я говорю этому человеку: "встань, возьми постель свою и иди"». Эти слова обращены к каждому из нас, чтобы ни у кого не было сомнений, Кто прощает грехи, Кто способен очистить нашу душу, Кто способен освободить нашу память, наше сознание от угрызений совести, от воспоминаний об ошибках, от таких воспоминаний, которые не оставляют нам никакой возможности быть в покое. Освобождение от греха — это освобождение от самой страшной болезни, ибо физическая болезнь распространяется только в пределах физического мира, а грех — это болезнь, разрушающая душу, заражающая ее такой духовной инфекцией, которая вместе с душой переходит в вечность, и там эта болезнь может продолжаться вечно.

Мы должны знать, что Господь прощает грехи, и никогда об этом не забывать. А вместе с грехами Он может простить нам и наши человеческие ошибки, иногда очень большие, трагические ошибки, которые выходят за пределы личной или семейной жизни и вовлекают в бездну страданий весь народ.

Было несколько моментов в нашей национальной истории, когда страна наша, народ наш лежал, подобно расслабленному, без движения, но был спасен силой Божией. Об этом особенно хочется вспомнить именно в этом храме Живоначальной Троицы, посвященном 1000-летию Крещения Руси. Таким временем был, конечно, период татаро-монгольского нашествия, когда страна была разделена, когда духовные и физические силы людей были парализованы, когда истощалась национальная жизнь, когда народ утратил энергию, когда не только не было возможности изгнать оккупантов, но и нечего было им противопоставить, потому что они были во много раз сильнее. Но мы знаем, что в какой-то момент Господь сказал расслабленному: «Возьми постель твою и иди». И встал народ и объединился силой Божией, ибо объединение это совершала Церковь Русская, в том числе великий угодник земли нашей преподобный Сергий Радонежский.

А вторая эпоха, когда расслабленного вновь воздвигнул Господь, это Смутное время XVII века ― полная дезинтеграция всякой общественной и государственной жизни и, что самое главное, разобщенность людей, некое душевное и умственное помешательство, когда никто не знал, где враг, где друг, кому присягать, кому подчиняться, за кого бороться. Но опять народ наш услышал эти слова: «Возьми постель твою и иди», и как освобождение от татаро-монгольского нашествия было несомненным явлением силы Божией в истории, так и освобождение от Смуты и победа над внешним врагом было действием силы Божией, каковая отобразилась в доброй воле и чистых намерениях наших сограждан, вставших на путь освободительной борьбы и победивших.

И, наконец, тяжелейшая смута XX века ― революция, гражданская война, Великая Отечественная война, когда стоял вопрос, быть или не быть… Весь этот мятущийся XX век с его страданиями, с его скорбью, с его национальным беспамятством, с внутренней духовной смутой, с неспособностью видеть собственный исторический путь ― все это также напоминало расслабленного. И хотя люди трудились, иногда отдавая исполнению долга все свои силы — и в мирное время, и особенно в военное, — однако жизнь Отечества находилась в расслаблении. Но силой Божией — не силой человеческой — произошло второе Крещение Руси. Мы не можем сказать, что в этот раз больной уже встал и взял свою постель, но он поднимается, и молитва наша была сегодня о том, чтобы встал наш народ во всю свою силу, взял одр свой и пошел, по слову Божиему.

Так было в тяжелейшие исторические моменты жизни нашего Отечества, верим, что так будет и сейчас. Только очень важно помнить, что Господь исцелил расслабленного, видя веру тех, кто разобрал крышу и опустил его ложе. Вот и нам, встающим ныне от нашего расслабления, Господь поможет и исцелит окончательно наши недуги тогда, когда увидит веру нашу.

Радостью сегодня наполнилось мое сердце, когда я увидел большое количество детей, молодежи, и вас всех, мои дорогие, собранных на этом богослужении. Думаю, что Церковь сегодня призывается к особому служению именно для того, чтобы в храмах наших был весь наш народ: и дети, и юные, и люди среднего возраста, и пожилые, и старые; чтобы вера, которая будет приводить людей в храмы Божии, преображала наши сердца и чтобы, выходя за пределы храма, мы были способны нести миру великую весть о том, что Бог во Христе спасает человека от греха, что Бог во Христе спасает человека от духовного паралича и беспамятства, дает душевные и физические силы и помогает идти навстречу Божиему Царству, ради которого Сын Человеческий и пришел в мир. Аминь.

Хотел бы сердечно еще раз поблагодарить Вас, отец Олег, за сегодняшнее богослужение, за большую работу, которую Вы проводите в благочинии. Еще раз хотел бы сказать, что особое значение сегодня имеет работа с детьми, с молодежью, а также с нуждающимися — дела милосердия должны сопровождать нашу приходскую жизнь. И потому, видя Ваше усердие, считаю возможным утвердить Вас в должности благочинного с пожеланием Вам трудиться во славу Божию, укрепляя веру и церковную жизнь в народе, за который Вы несете ответственность пред Богом.

Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с праздником. Благословение Божие да пребывает со всеми нами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина