Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Наименование религиозной организации: вопросы практики и требования законодательства

Наименование религиозной организации: вопросы практики и требования законодательства
Версия для печати
23 марта 2011 г. 14:00

В статье руководителя юридической службы Московской Патриархии, кандидата юридических наук инокини Ксении (Чернеги) рассматриваются требования действующего законодательства к наименованию религиозной организации. Материал опубликован в журнале «Приход» (№ 2, 2011 г.).

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие, в том числе религиозные, организации обязаны указывать свое полное наименование в печати. Вместе с тем, п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» обязывает религиозные организации указывать полное наименование при осуществлении любых видов деятельности, в том числе не связанных с использованием печати. Таким образом, полное наименование религиозных организаций должно быть указано в их учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях.

Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

В п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлен исчерпывающий перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации. Этот перечень включает сведения об организационно-правовой форме; характере деятельности; вероисповедании религиозной организации.

В этой связи суд признал неправомерным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации (решение Первомайского районного суда Кировской области от 13.07.2001).

Как справедливо отмечают некоторые авторы, закон не поясняет, каким образом должно быть обозначено вероисповедание в наименовании религиозной организации. Например, если речь идет о религиозной организации христианской конфессии, достаточно ли упоминание о христианстве вообще, или требуется указание на разновидность вероучения (православное, англиканское, баптистское и т.д.)? Законодательство не содержит разъяснений на этот счет.

Закон не запрещает религиозным организациям иметь сокращенное наименование, которое может быть использовано в отдельных случаях. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе использовать свое сокращенное наименование, если в преамбуле договора будет указано полное наименование религиозной организации и сделана ссылка на употребление в дальнейшем сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

Так, согласно письму ЦБР от 07.02.2011 г. №14-27\38, в договоре с кредитной организацией допускается установить сокращенное наименование религиозной организации для целей осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями епархий в Московскую Патриархию по вопросу трудностей с включением полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50-ти лет на момент обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. При этом согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.

При исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять деятельность по причинам, зависящим от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 г. №46-О).

Вопросы использования в наименованиях религиозных организаций государственной символики субъектов Российской Федерации урегулированы законодательством ряда субъектов Российской Федерации. Например, согласно п. 1,2 ст. 24 закона Москвы «О государственной и муниципальной символике в городе Москве» религиозные организации, осуществляющие свою деятельность на территории города Москвы, вправе использовать в своих наименованиях словесные символы города Москвы. Наименования религиозной организации, включающие словесные символы города Москвы, перед их государственной регистрацией подлежат предварительной проверке на соответствие требованиям настоящего Закона в уполномоченном органе.

Использование полного наименования при осуществлении деятельности является не только обязанностью, но и правом религиозной организации, которое защищено законом.

Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное наименование, по требованию обладателя права на наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Применительно к требованиям ст. 54 ГК РФ следует учитывать положения Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20 марта 1983 г., членом которой является Российская Федерация. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах-участницах Конвенции без специальной регистрации. Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, «имеет исключительное право использования наименования без его регистрации в силу самого факта пользования им».

Согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»