Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев дал интервью корреспонденту журнала «Высшее образование сегодня».
— Что представляет собой сегодня Православный Свято-Тихоновский университет? Что изучают студенты вуза, и какие дипломы они получают? Кто преподает в университете и есть ли среди них ученые, широко известные как в России, так и за ее пределами?
— Свято-Тихоновский гуманитарный университет был основан 15 лет назад. За это время он развился в достаточно большое учебное заведение. Он мог бы быть гораздо больше, если бы мы обладали необходимыми для этого материальными средствами. Мы жили и живем за счет доброхотного даяния, за счет благотворителей: такие люди нашлись и помогают нам. Хотя трудности постоянно чувствуются. Например, в первые годы существования вуза наши преподаватели работали практически бесплатно, либо за чисто символическую плату: получали 20 долларов в месяц. Сегодня ситуация намного лучше.
В университете сейчас около четырех тысяч учащихся, несколько сот педагогов и восемь факультетов: богословский, педагогический, исторический, филологический, миссионерский, церковного пения, церковных художеств и факультет дополнительного образования (осенью мы открываем девятый факультет). Работает также центр духовного образования военнослужащих. У нас лицензировано большое число специальностей, мы имеем государственную аккредитацию и выдаем дипломы государственного образца на всех факультетах. В университете представлены разные формы обучения: дневная, вечерняя и заочная. Существует довузовская подготовка, работает бакалавриат, магистратура и аспирантура.
Среди наших преподавателей с каждым годом все больше собственных выпускников. На втором месте — преподаватели, окончившие в свое время Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (немало наших выпускников, и я в их числе, ранее также учились в МГУ). Многие наши профессора — люди, хорошо известные во всей стране. Так, на факультете церковных художеств работают заслуженные деятели искусств, преподаватели Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова; на факультете церковного пения — преподаватели Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных.
Среди наших преподавателей — доктора богословия, ученые с мировым именем. Но немало среди них и молодых ученых, активно развивающихся и повышающих свой уровень. Многие из них участвуют в составлении «Православной энциклопедии».
Можно сказать, что за минувшие 15 лет у нас сформировались собственные научные школы. Есть направления, в которых, отмечу без ложной скромности, мы лидеры. К примеру — новейшая история русской церкви. В 1990-е годы перед исследователями открылись большие возможности, стали доступны архивы и мы одними из первых начали активно работать в этом направлении. На сегодня университет обладает большой архивной базой. Благодаря проведенным изысканиям мы издали серию книг по новейшей истории Русской Православной церкви, которые стали заметным явлением в жизни верующих.
Не так давно после комплексной проверки Министерства образования и науки Православный Свято-Тихоновский институт получил аккредитацию университета, что означает для нас выход на новый уровень. К нам предъявляются повышенные требования и мы должны держать планку: у нас должно работать больше докторов и профессоров, мы должны увеличить расходы на науку и др.
Радует, что наши выпускники востребованы в самых разных сферах жизни: в научной и педагогической деятельности, в общественно-политической жизни государства. Они работают в Аппарате Правительства России, высших органах управления. Оказывается, там тоже нужны специалисты-теологи. Ну и, кроме того, наш университет дает просто хорошее базовое образование, со знанием иностранных языков, прививает высокую культуру.
Предметы, которые есть в большинстве вузов, мы преподаем на основе православного мировоззрения. Это особенно важно для гуманитарных наук. Ведь вся русская культура тесно связана с Православием: и живопись, и литература, и музыка. Поэтому нам очень важно вернуться к своим корням - именно в этом мы видим нашу основную задачу. Выпускники Свято-Тихоновского университета воспитаны на православной духовной основе. Этого, к сожалению, нельзя сказать о многих хороших и знаменитых ученых, которые как специалисты сформировались в советское время. Очень часто они не знают ни религиозной жизни, ни истории Церкви, и поэтому у них превратное понимание всего хода русской истории.
— Православный Свято-Тихоновский университет — светское учебное заведение. Как вы определяете, насколько человек готов учиться у вас и чем отличается студенческая жизнь в Свято-Тихоновском университете от обычного светского учебного заведения?
— Поскольку наш университет учрежден Русской Православной Церковью, мы, конечно, хотим, чтобы наши студенты были людьми воцерковленными. Но мы не подходим к этому вопросу формально. Если мы видим, что человек ищет путь к вере, то готовы ему в этом помочь, и не отказываем при поступлении. Если же человек равнодушен к Церкви, то он, конечно, не будет зачислен в наш университет. Некоторые приходят сюда с конъюнктурными целями, потому что образование нас бесплатное. Они хотят этим воспользоваться и получить диплом государственного образца. Если мы ошибаемся и принимаем таких людей, тс это уже скоро становится ясно. Случайные люди здесь не приживаются. Им здесь попросту будет тяжело учиться.
У нас все факультеты участвуют в церковной жизни, в частности в богослужениях. Есть дни, когда факультеты совершают службу своими силами. Служат священники-преподаватели, поет университетский хор. Но это не главное затруднение для людей, поступивших учиться к нам в силу конъюнктурных соображений. Дело в общем настрое: студенты и преподаватели живут одной семьей. Есть общая цель — мы хотим служить доброму и вечному, служить Церкви, православной вере и нашему народу. Мы хотим, чтобы люди вернулись к своим духовным корням, чтобы они обрели вечные идеалы и приобщились к христианским ценностям. Если у тебя этого нет в душе, то тебе будет неуютно среди верующих, ты не сможешь учиться в месте, где все преподавание основано на живой вере.
— Состоявшаяся в апреле этого года презентация информационного проекта «Пресс-эксперт» показала, что Свято-Тихоновский университет расширяет свою миссию, становится по сути университетом без стен. Как это понимать?
— Не хочется хвастать, но в какой-то мере границы университета действительно расширяются. Это заметно и в миссионерской направленности деятельности нашего университета, и в интернет-обучении. В этой области мы ушли вперед по сравнению с другими, гораздо более крупными вузами. Интернет-технологиям, понимая всю их важность и перспективность, мы уделяем большое внимание. Через Интернет получают возможность учиться не только люди с окраин нашего государства, но и из-за рубежа (как из ближнего, так и из дальнего). Пока это русскоязычные люди, потому что преподавание мы ведем на русском языке.
Но в будущем, возможно, будут преподавать и на других языках. Ведя миссионерскую деятельность, мы выходим за рамки, традиционные для вузов прошлого века, становимся университетом без стен, но при это остаемся верны себе.
— Позволяет ли существующая законодательная база полноценно вести Русской Православной Церкви образовательную работу. Нуждается ли она в поддержке со стороны государства?
— Нам удалось найти такой путь, который имеет правовое обеспечение: преподавание теологии на началах светской науки. Сначала «научные атеисты» хотели сделать стандарт по теологии надконфессиональным. Это, конечно, смешно: теология без веры в Бога. Пришлось убедить министерство в том, что это абсурд. Наш институт разработал поликонфессиональный стандарт. В нем сначала идут блоки, общие для всех гуманитарных наук, а потом — разделы для конфессиональных дисциплин.
Стандарт разветвляется на направления: христианское, исламское и др. Свою ветвь каждая религия выстраивает для себя сама. Это очень свободный и демократичный подход — никакого навязывания и предвзятого отношения. Каждый выбирает то, что он хочет. И такой подход оказался продуктивным. Мы разработали не только православную ветвь, но и шаблоны для других религий, за что их представители были нам очень благодарны. Так что стандарт способствует, помимо своего основного назначения, и улучшению взаимопонимания между разными конфессиями. В учебно-методическом объединении мы создали отделение теологии. В него входят и православные, и мусульмане, и иудеи. Мы дружно работаем, между нами нет никаких конфликтов и противоречий.
Когда мы продвигали этот стандарт, многие представители научного атеизма и специалисты министерства говорили, что это приведет к конфликтам между религиями. Но нам удалось доказать на деле, что выходит все наоборот, что удалось создать плацдарм для совместной работы на основе взаимного уважения. К нам могут обратиться, скажем, представители исламского университета и попросить какие-нибудь наши методические наработки, которые мы им охотно предоставим.
Вообще вопрос о месте теологии в системе высшего образования сегодня активно обсуждается. И полемика, по-видимому, принесла свои плоды. Раньше часто говорили об ошибочности того, что теологию допустили в систему высшего образования. Такие разговоры велись и в Министерстве образования и науки. В результате возникла опасность, что специальность «Теология» могут вообще вычеркнуть из классификатора высшего образования. На сегодняшний день она миновала, позиция Минобрнауки изменилась в лучшую сторону. Там осознали, что это в корне неправильная идея, я бы даже сказал диверсия. Это означало бы возврат к оголтелому атеизму.
В цивилизованных странах в гуманитарной сфере существует четыре базовых направления: теология, философия, филология и история. Нам удалось донести до руководства министерства, что среди этих направлений теология и исторически, и по своей фундаментальности, и по своему значению — важнейшее направление.
Теологическое образование вообще очень ценится на Западе. Оно — хорошая база для любой гуманитарной специализации, мощное и крепкое основание для развития культуры и науки. Кроме того, теологическое образование дает необходимую глубину и широту для понимания сути всей христианской цивилизации. Исключить теологию из числа специальностей высшего образования — это значит нанести тяжелый удар по нашим гуманитарным наукам, которые мы еще не успели реанимировать. Сами подумайте, может ли существовать философия без религиозной составляющей? Что из этого получается, хорошо помнят люди моего поколения — не философия, а какие-то ее огрызки. А какой может быть история нашей страны, если она оторвана от истории церкви? Она окажется не только неполной, но и искаженной. Поэтому и не было раньше никакой «серьезной» истории России. Во всех вузах изучали в основном историю КПСС. Историю же своей Родины мы и не знали: посмотришь и диву даешься — одни крестьянские восстания. Да, они были. Но при этом забывалось о многих других, гораздо более важных моментах в жизни Российского государства, Русской Православной Церкви. Поэтому только человек малограмотный или злонамеренный может не допускать теологию в образование. Хорошо, что в Министерстве образования и науки это понимают.