На прошлой неделе агентство Catholic News Service опубликовало изложение телефонной беседы с католическим епископом из Саратова Клеменсом Пиккелем, в административном подчинении которому находится единственный на территории Северной Осетии католический приход во Владикавказе.
Как утверждалось, епископ Пиккель подверг критике план строительства православной церкви на месте массовой гибели заложников в 2004 году в Беслане. По информации агентства, епископ заявил: «Важно учитывать то, что хотят родители — именно им, а не церквам должно быть предоставлено последнее слово. И ясно, что они не желают устанавливать здесь что-то еще».
Согласно публикации CNS, он также заявил, что большинство родителей погибших детей являются нехристианами. В подтверждение своих слов он сослался на то, что видел, как некоторые приносили на детские могилы «анимистские символы вроде воды».
(Как известно, террористы не разрешали заложникам пить. В память о страданиях, пережитых детьми, стало традицией приносить в школьный спортзал, где в течение 52 часов удерживались заложники, и на могилы погибших детские игрушки и бутылки с питьевой водой — Патриархия.ru.)
По сведениям «Интерфакса», епископ Пиккель сказал также, что ничего не знает о том, что решение о строительстве храма-памятника на месте трагедии было принято большинством жителей города, включая родителей погибших детей, после неоднократных встреч и голосований.
«Северная Осетия не является ни православной, ни мусульманской, и будет неуместно возводить здесь исключительно христианский памятник», — заявил тогда, по сообщению «Интерфакса», католический епископ.
(Согласно последним социологическим опросам, проведенным учеными Северо-Осетинского институа гуманитарных и социальных исследований, 45% населения республики относит себя к Православию; еще 28% опрошенных, считая себя православными, одновременно придерживаются традиционных осетинских верований. О принадлежности к исламу, в той или иной степени, заявляют около 15% опрошенных — Патриархия.ru.)
На фоне активизировавшегося в последнее время православно-католического диалога опубликованное интервью не могло не вызвать удивления со стороны Русской Православной Церкви.
«Непонятно, почему католический епископ с такой энергией выступает против строительства православного храма в России и видит в этом какой-то негатив», — заявил «Интерфаксу» секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов.
«Если епископ Пиккель действительно придерживается такого мнения, и эти цитаты не являются плодом недопонимания между ним и журналистами, то, конечно, такие слова вызывают у нас недоумение», — заявил отец Игорь, и напомнил, что «с первых часов трагедии представители Русской Православной Церкви — от простых священников до правящего архиерея Северного Кавказа — принимали самое активное участие в помощи пострадавшим».
16 октября 2006 года на сайте агентства «Интерфакс» опубликовано «Заявление ординария епархии св. Климента в Саратове епископа Клеменса Пиккеля по поводу опубликованной версии его интервью о строительстве храма в Беслане».
Епископ Пиккель опровергает сообщения СМИ о том, что он «подверг критике намерение Русской Православной Церкви построить храм на месте бесланской трагедии».
Епископ выразил «решительный протест в связи с подобной интерпретацией» его слов.
«Таких категоричных заявлений я никогда не делал. Более того, в контексте своего интервью я поддержал идею строительства православного храма рядом с комплексом школы, а также подчеркнул огромную роль Русской Православной Церкви в работе в этом регионе. Кроме того, я так и не получил текста интервью для авторизации…Поэтому вся информация, представленная агентством CNS в качестве моей позиции, является исключительно субъективной интерпретацией журналиста, который задавал мне вопросы, и никоим образом не выражает моего мнения», — заявил епископ Пиккель.
Он также отметил «исключительно конструктивный и дружеский характер» своих недавних встреч с представителями Московского Патриархата в Северной Осетии.
Патриархия.ru