10 июля 2011 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения верхнего храма в честь Архангела Михаила и Святых Небесных Сил бесплотных скита во имя Всех святых Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме, после чего обратился к молящимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка наместник, игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!
Сегодня четвертое воскресенье после Пятидесятницы, когда Церковь вспоминает многих святых, и мы совершили освящение главного храма Всехсвятского скита на Валааме. Храм небольшой, скит словно затерялся в лесу, на далеком острове, но какое же огромное значение все то, что сегодня произошло, имеет для духовной жизни нашего народа и нашей страны! Потому что место это особое — это место подвига валаамских отцов, которым даже пребывание в главном монастыре казалось недостаточным для возложения на себя духовных подвигов и аскетического делания.
Более сорока лет тому назад, не могу точно вспомнить год, будучи еще совсем молодым человеком, я в первый раз приехал на Валаам — как турист. После осмотра монастыря я спросил у экскурсовода, как пройти к Всехсвятскому скиту, на что мне было сказано, что пройти туда невозможно: дорога долгая, там никого нет и вообще, одному по лесу ходить не стоит. В конце концов я у кого-то узнал дорогу и пошел к Всехсвятскому скиту. Войдя в периметр ограды, я был поражен — с одной стороны, красотой сего места, с другой — мерзостью запустения. Слова экскурсовода «ведь и звери в лесу» оказались правдой: посередине ограды стоял живой лось и смотрел на меня, как бы пересекая дорогу, ведущую от входа к храму. Помню, как я спокойно двинулся навстречу этому лосю и как он, без всякого страха, отошел в сторону, пропустив меня. Я вошел под своды этого храма, действительно обезображенного, изуродованного, и сердце исполнилось великой скорби. И вот какая мысль пришла тогда в голову: уж если Валаамский монастырь нам не отдадут, так пусть бы отдали по крайней мере Всехсвятский скит, где можно было бы возобновить монашескую жизнь. А сегодня возобновилась жизнь на всем Валаамском архипелаге — монастырская, духовная жизнь! И как один из важных заключительных аккордов этой восстановительной работы — освящение храма в честь Небесных Сил бесплотных, главного храма Всехсвятского скита.
Для многих современных людей не понять, в принципе не понять подвиг монашества. Почему люди уходят из мира и как бы ограничивают для себя самое главное, самое важное — то, для чего в истории скрещивались орудия, копия, мечи, ружья, пушки, то главное, что люди связывают со словом «свобода»? Ведь если посмотреть на историю — все конфликты и войны были практически вокруг одного и того же: кто-то хотел иметь больше свободы. А здесь, будучи в уме и трезвой памяти, современные люди уходят в монастырь, принимают обеты, в том числе обещая быть послушными даже до смерти Священноначалию и как бы лишая себя всякой свободы.
Действительно ли это так? Ответ на этот вопрос содержится в сегодняшнем апостольском чтении — в 6-й главе Послания к Римлянам, где апостол Павел говорит слова, имеющие колоссальное философское значение, слова, которые не слышат современные люди, даже устремляясь к свободе. Он говорит: «Освободившись от греха, мы стали рабами праведности» (см. Рим.6:18). Что же это за удивительные слова? Они свидетельствуют о том, что человек не может быть свободным. Абсолютная свобода — это миф, это иллюзия, это сказка, это блесна — как умелый рыболов ловит рыбу на блестящий кусочек металла, так и на эту блесну попадались многие, лишая себя вообще всякой свободы.
В чем же дело? А в том, что человек не может быть свободным. Он либо становится рабом греха, либо рабом праведности. Вот почему апостол и говорит, что подлинная свобода есть свобода от греха, потому что когда человек обретает праведность, он обретает связь с Богом. А именно Бог даровал нам, в том числе, возможность и способность свободного выбора между добром и злом. Когда мы обретаем праведность и становимся рабами праведности, мы становимся свободными в Боге. Когда же мы становимся рабами греха, ни о какой свободе речи быть не может. Мы сковываем себя своими инстинктами, своими хотениями, своей плотью. Мы сковываем себя стереотипами мысли и моделями поведения, которые предлагает нам внешний мир. Мы живем так, как нам указывают жить. Мы одеваемся так, как нам говорят. Мы читаем книги, которые нам предлагают. Мы восторгаемся фильмами, которыми кто-то где-то восторгается. Мы становимся как поставленный на рельсы поезд, который перемещается в пространстве, но разве можно назвать это движение свободным? Ведь он не может свернуть ни вправо, ни влево — только по колее. Так и тот, кто порабощает себя греху, едет по безумной и диавольской колее, концом которой является, как говорит в своем послании к Римлянам апостол Павел, смерть — не та физическая смерть, через которую каждый из нас пройдет, а смерть души, смерть человека для Царствия Божиего, смерть для жизни вечной.
Приходя в монастыри, монахи освобождаются от этой колеи. Никакие стереотипы, никакие указания моды, никакие указания тех, кто привык давать указания миру, не воспринимаются монахом. Он освобождает себя для праведности и, живя как бы в стесненных обстоятельствах, становится свободным от того, от чего не могут освободиться самые сильные и могущественные люди на земле. Он обретает свободу во Христе.
У Василия Великого мы находим замечательные слова: «Не могут Бог и грех одновременно царствовать в душе человека». Эти слова следует правильно понимать. Это не означает, что мир делится на святых и грешников. Это не означает, что святой человек не имеет греха, или слабости, или несовершенства. Здесь главное слово не «грех» — здесь главное слово «царствует». Не могут Бог и грех царствовать одновременно. Если в жизни человека царствует Бог, это не значит, что этот человек святой. Это не значит, что он не падает, не ошибается, не разбивает о тяжкую реальность современной жизни свои руки и ноги, а иногда и голову. Все может быть. Но как важно, чтобы в жизни царствовал Бог, а не грех!
И это Божие Царство мы опознаем нашей способностью верить в Бога. Когда мы лишаемся этой способности, Бог не царствует в нашем сердце. Мы опознаем присутствие Бога в нашей жизни через голос нашей совести, когда что-то вдруг начинает беспокоить — так мучительно, что с этим чувством не сладить. И если мы сознаем, что причиной беспокойства является наш грех, наша слабость, наше несовершенство, то это означает, что Бог царствует в нашем сердце, поддерживая голос совести. А если есть этот голос, есть вера в сердце, то всегда придет покаяние, желание изменить свою жизнь к лучшему, преодолеть свой грех добрыми делами, духовным подвигом и через это обрести свободу от сковывавших нас внешних обстоятельств, влекущих во власть греха.
Освящение этого храма, небольшого по сравнению с великими соборами земли нашей, во Всехсвятском ските Валаамской обители неслучайно совпало с днем, когда апостол обращает к нам великие слова о сути и смысле человеческой свободы. Да поможет Господь всем нам — и монашествующим, и мирянам, и знатным, и простым, и богатым, и бедным, и образованным, и простецам — быть свободными от греха, чтобы поработить себя праведности, войти в Божий мир и в жизнь вечную, как свидетельствует о том в сегодняшнем чтении апостол Павел. Молитвами всех святых да укрепит нас Господь на таком жизненном пути. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси