Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Лишь треть православных школ прошла конфессиональную аттестацию

Лишь треть православных школ прошла конфессиональную аттестацию
Версия для печати
3 августа 2011 г. 20:10

Статья заведующего сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакона Лаврентия (Полешкевича), опубликованная в журнале «Нескучный сад», посвящена вопросам конфессиональной аттестации школ, православного образовательного стандарта и современного положения православных средних учреждений.

В регионах идет процесс создания православных учреждений, он до конца не структурирован, не централизован. Поэтому порой мы не можем нести ответственность за школы, которые называют себя православными. Для того чтобы определить, какую школу можно называть православной, а какую нет, ОРОиК проводит конфессиональную аттестацию образовательных учреждений. В первую очередь специалисты отдела смотрят документы нормативно-правовой базы. Если в них указано, что образовательно-воспитательный процесс ориентирован на православную традицию, кроме того, в уставе, в концепции по духовно-нравственному развитию, в других документах предусмотрена роль духовного окормления со стороны Русской Православной Церкви, тогда эту школу мы можем называть православной. Второй критерий касается системы дополнительного образования, очень важного сегмента в жизни школы, он определяет уровень и характер воспитательного процесса.

Предварительные итоги конфессиональной аттестации показали, что из 163 школ, которые подали пакеты документов в ОРОиК, лишь треть школ на 100 процентов отвечает нашим критериям. У большинства остальных чаще всего нет одного-двух важных документов, например указа о духовнике. Мы также сталкиваемся с тем, что есть школы, которые пытаются совместить православный образовательный компонент и формы светского образования, которые нами не приемлются, например, преподавание валеологии.

В средних учебных заведениях есть обязательные предметы ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), а есть предметы, которые встраиваются во ФГОС. Они как раз и могут определять школу как православную. Прежде всего это основы православной веры; предмет включает в себя ряд модулей, которые в разных классах концентрируют внимание учащихся на разных аспектах: темы из общецерковной истории, катехизиса, догматического и нравственного богословия и некоторых других дисциплин, которые касаются православной литургической практики — церковнославянский язык и церковное пение. Что касается системы дополнительного образования, кроме предметов, встраиваемых во ФГОС, есть еще огромное количество форм послешкольной работы: кружки, секции, паломнические поездки, которые не менее важны, чем основной образовательный процесс.

Нужно сказать о формах православных средних учреждений — обычные школы, лицеи, гимназии и, как высшая форма среднего православного образования, классические гимназии. Там, кроме предметов, которые уже упоминались (основы православной веры, церковнославянский язык, Закон Божий, основы православной культуры), присутствуют еще греческий и латинский языки как классические предметы. Кроме того, делается акцент на обучении в направлении искусства.

Существуют стереотипы, связанные с православными школами. Людям светским часто кажется, что православные школы воспитывают детей для монастырской жизни, что они делают акцент на частых богослужениях, на поклонах, что там присутствует какая-то система наказаний и т.д. В православных школах есть домовые храмы, духовники, школьники регулярно участвуют в богослужениях, исповедуются, причащаются, но говорить, что там монастырский образ жизни, конечно, неверно.

Школьники обучаются на тех же основаниях, с тем же объемом свободного времени, с теми же критериями, что и в обычных школах. Однако православная школа ценна тем, что она обеспечивает для детей наиболее оптимальный, комфортный способ обучения. Создается атмосфера семьи, когда ребенку не дают замкнуться на себе, когда учащийся воспринимает педагогов не отстраненно, а как своих старших наставников, когда в школе отсутствует нецензурная лексика, вредные привычки и т.д. Я не говорю, что в православных учреждениях нет недостатков. И в ведении образовательного процесса, и во взаимоотношениях бывают трения, но эти трения, слава Богу, не такого серьезного уровня.

Существует список православных образовательных учреждений. Но в связи с тем, что процесс аттестации не закончен, общий реестр до сих пор формируется. Предварительный список школ, успешно прошедших конфессиональное представление, мы вскоре опубликуем на нашем сайте. Но для того, чтобы каждому человеку можно было узнать о тех или иных православных школах, мы предоставляем ежегодно Издательскому Совету Русской Православной Церкви перечень учреждений с адресами и телефонами. Эта база открыта для всех. Она ежегодно публикуется в Православном церковном календаре, за 2011 год она наиболее полная.

Материал подготовили Юлия Данилова, Анастасия Отрощенко

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

В Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской Церкви

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университета

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 10-16 октября

Приходы Витебской епархии приняли участие в благотворительной акции помощи беженцам с Украины. Информационная сводка о помощи беженцам (за 4-14 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 2-9 октября