30 января 2025 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» прошел круглый стол «Воспитание патриотизма в образовательной среде». Организаторами мероприятия стали Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию, Комитет Государственной Думы по просвещению.
Сопредседателями выступили: председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, глава Оргкомитета Международных Рождественских чтений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
Митрополит Евгений приветствовал участников круглого стола и поблагодарил за ежедневный труд. Владыка напомнил о высказываниях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на предыдущих Парламентских встречах, которые касались вопросов миграции, недопустимости беспорядочного усыновления детей, защиты религиозной символики, служения священников в больницах и в тюрьмах. Он отметил, что прозвучавшие в разные годы тезисы Святейшего Патриарха зафиксированы в законодательстве. В своем выступлении глава синодального отдела также обратил внимание на необходимость укрепления института семьи, законодательного урегулирования работы искусственного интеллекта и деятельности православных школ.
«У меня твердое убеждение в том, что мы должны четко определить терминологию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это должны быть не абстрактные понятия "патриотизм" или высокие нравственные идеалы. Необходимо конкретизировать и зафиксировать определения, отталкиваясь от которых, всем участникам процесса будет понятна система координат», — сказал митрополит Евгений.
В ходе заседания поступило предложение разработать идеологию патриотизма. Прозвучала мысль, что патриотизм — основная тема в образовательной деятельности, что государственность должна выступать его основой. Сергей Кабышев отметил, что от правильного понимания и раскрытия роли ценностно-мировоззренческих факторов, теоретической и практической философии патриотизма решающим образом зависит способность успешно противостоять любым вызовам и осуществлять стратегические задачи.
«Российский народ исторически существует, раскрывает и возвышает себя именно через государственность. По сути, российское государство и есть форма жизни, выражение самобытной цивилизации нашего народа. Любое ослабление или упадок государства обессиливает народ, лишает его исторической и духовной перспективы. Поэтому патриотизм я бы определил как философию нашей жизни и политику правой культуры нашего народа. А системное целостное понимание, усвоение этой философии и ее постижение на уровне, превосходящем личные переживания, должно обеспечиваться как необходимое условие развития российской цивилизации и государственности через систему образования», — сказал Сергей Кабышев.
В рамках XIII Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе работало три круглых стола на темы: «Воспитание патриотизма в образовательной среде», «От народосбережения — к народоумножению», «Духовный фронт России». В них приняли участие депутаты, представители духовенства и общественности.
«Православное образование»/Патриархия.ru