Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ректор Якутской семинарии игумен Андрей (Мороз): Святейший Патриарх определил стратегию Якутской духовной школы — быть центром духовного образования для народов Севера

Ректор Якутской семинарии игумен Андрей (Мороз): Святейший Патриарх определил стратегию Якутской духовной школы — быть центром духовного образования для народов Севера
Версия для печати
29 октября 2011 г. 23:33

6 октября 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Якутское духовное училище было преобразовано в семинарию. Как отразилось это решение на жизни учебного заведения? Кто учится в самой молодой семинарии Русской Церкви? На эти и другие вопросы ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз) отвечает порталу «Татьянин день».

— Отец Андрей, 6 октября 2011 года Синод постановил преобразовать Якутское духовное училище в Якутскую духовную семинарию. Можно ли сказать о том, что уже сейчас в жизни преобразованного в семинарию училища произошли какие-то изменения?

— В начале нашего общения я бы хотел поблагодарить за внимание к нашей духовной школе. Очень приятно, что о наших радостях не забыли. Именно словом «радость» можно охарактеризовать решение Святейшего Патриарха и Священного Синода о преобразовании Якутского духовного училища в семинарию.

Еще совсем недавно на всех уровнях власти, общественных форумах, встречах говорили о необходимости появления в Якутии семинарии. Порой казалось, что все ожидают чего-то личного, как будто нет иных насущных проблем. Мне, человеку, приехавшему вместе с епископом Якутским и Ленским Романом, была удивительна такая тенденция.

Чуть позже, знакомясь с характером народов, живущих в Якутии, я понял, что здесь, в самом большом по территории субъекте России, не мыслят возрождение в каких-то только узких направлениях, а возобновляют все то, чем жила и процветала Якутия в прежние времена. Семинария — важное явление мироустроения этой удивительной земли.

Что изменилось? Во-первых, изменилось самосознание самих учащих и учащихся. Поймал себя на мысли, что за одну неделю все как-то повзрослели, посерьезнели. Вот вам пример действенности благословения Священноначалия.

Говоря об учебных программах, мы приступили к осуществлению образовательного стандарта бакалавра теологии. Как у нас получается? Это вопрос для серьезного размышления. Цыплят по осени считают. Пока мы самая молодая семинария Русской Православной Церкви.

— Если говорить о более долгосрочной перспективе, какие преобразования будут совершаться в семинарии в этом учебном году? Изменится ли как-то расписание, состав предметов?

— Расписание и состав предметов уже изменились. Летом у нас в духовной школе была комиссия Учебного комитета, которая, собственно, и предложила, не дожидаясь статусного изменения, начать осуществлять программу бакалавриата теологии. Владыка Роман поддержал изменения в учебном плане, и мы уже сделали первый шаг в предложенном направлении.

— Значит ли преобразование в семинарию, что будет как-то расширен педагогический состав? Откуда Вы будете набирать преподавателей?

— Якутск — город вузов и студенчества. В столице Якутии расположен Северо-Восточный федеральный университет и множество других высших учебных заведений, с которыми у нашей духовной школы подписаны соглашения о сотрудничестве. Собственно, ученые и не ждут, когда их пригласят, а уже активно включились в образовательный процесс семинарии.

В отношении богословских дисциплин мы пока испытываем необходимость в распределении на кратковременный период в Якутскую семинарию выпускников академий. Кстати, каждый такой командировочный академист по приезде поселяется в отдельной комфортной квартире, получает достойное материальное обеспечение.

— Кто сегодня учится в вашей семинарии? Сколько человек? Кто преподает? Каковы особенности духовного образования в Якутии?

— На первом курсе сейчас обучается 16 студентов. Все они жители Якутии. Четверо студентов — саха. Если учесть, что сухопутное передвижение по Якутии затруднено огромными расстояниями и некоторые абитуриенты прилетают самолетами, то, поверьте, это уже серьезный показатель. Если на досуге зайдете на сайт Якутской и Ленской епархии, то, наверняка, отметите, что наиболее часто употребляется выражение «миссионерская поездка». Ну, а если еще потратите время на то, чтобы рассмотреть фотографии, то сможете увидеть, в каких условиях это осуществляется.

Духовная школа не может быть отвлечена от решения общеепархиальных, и даже общецерковных задач на северо-востоке России. В каждом населенном пункте Республики Саха (Якутия) ждут священника. Ожидать священников — новых Вениаминовых и Касаткиных — не приходится. Поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии здания нашей семинарии в сентябре 2011 года определил стратегию Якутской духовной школы быть центром духовного образования для народов Севера. Учащие и учащиеся Якутской духовной семинарии с благодарностью стремятся исполнить благословение Предстоятеля нашей Церкви.

— Якутское училище существовало с 2006 года. Сколько человек оно выпустило, многие ли стали священнослужителями? Отслеживаете ли вы как-то дальнейший жизненный путь ваших выпускников?

— Якутское духовное училище, открытое в 2006 году, в разные периоды время объявляло набор студентов с двух- и трехгодичным курсом обучения. Те, кто обучался два года, получили направления на приходы в качестве катехизаторов или церковнослужителей, другие продолжили обучения в семинариях нашей Церкви. Те же, кто поступил в 2008 году, являются ныне старшекурсниками нашей семинарии. Двое наших студентов учатся в Московской духовной академии, еще двое — в Санкт-Петербургской, трое — в Хабаровской семинарии, один — в Екатеринбургской семинарии. Есть выпускники, которые уже стали священниками в нашей Якутской и других епархиях Русской Православной Церкви.

— По Вашему мнению, какие задачи стоят перед семинарией сегодня? Как Вы будете их решать?

— Задачи ставит Священноначалие и они понятны: семинария должна стать современным учебным заведением, интегрированным в общероссийское образовательное пространство, где высокий уровень знаний и компетентности студентов непременно будет основан на духовной традиции нашей Церкви. Мне всегда нравились слова Премудрого, о том, что во многом совете много мудрости. В осуществлении данной задачи будем ориентироваться на духовные школы, которые уже прошли этим путем и имеют бесценный опыт. Надеемся и на вашу помощь!

— Когда говорят о духовном образовании, неизменно встает вопрос также о духовном воспитании. По Вашему мнению и опыту, как связаны между собой уровень образования и глубина внутренней, духовной жизни человека? Как сделать так, чтобы в ходе учебного процесса шло также и воспитание человека, если можно так выразиться, научение его духовной жизни?

— Вот так вопрос! Я готов расписаться в отсутствии всякого собственного опыта, так как затрудняюсь связать уровень образования и глубину духовной жизни. Наверное, ответ на этот вопрос надо поискать в творениях святителя Григория Богослова и преподобного Максима Исповедника. Могу только сказать — то и другое в одном человеке может органично присутствовать, если мы имеем дело с незаурядной, бесконечно духовно талантливой и богоблагодатной личностью.

Научение духовной жизни — это процесс длиной в целую жизнь. Думаю, что каждый человек, желающий преуспеть в духовной жизни, должен всем умом, всем своим существом, прилепиться ко Христу и Его Церкви. Господь Спаситель мира и есть вся наша духовная жизнь.

Что же касается семинарии, то здесь усвоение начатков духовной жизни, как мне думается, происходит проще всего. В духовной школе создаются все условия для интеллектуального и опытного познания Господа Христа, есть всё, чтобы взрастить свою веру, упрочить ее и приготовить к плодоношению. Было бы желание.

— Каким должен быть священнослужитель? Можно ли научиться быть хорошим христианином, священником?

— О том, каким должен быть священник, написано много. Этому уделено внимание и в самом Священном Писании, там даже указаны критерии (см. 1 Тим. 3). Универсальное требование ко священнику во все времена — быть благочестивым, трудиться над приумножением талантов, данных от Бога, в себе самом и помогать в этом своим пасомым.

Научиться быть хорошим священником или христианином можно, если содействовать Богу в этом спасительном деле.

Беседовала Ольга Богданова

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»