1-2 декабря 2006 года в Паломническом центре Московского Патриархата прошла конференция «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины».
Перед началом конференции в домовом храме Паломнического центра игумен Филарет (Булеков) совершил панихиду по приснопамятному митрополиту Евлогию.
В начале работы форума председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия участникам конференции, после чего выступил с докладом на тему: «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия».
Говоря о периоде жизни иерарха, связанном с его деятельностью депутата Государственной думы в дореволюционной России, митрополит Кирилл подчеркнул, что его «присутствие в Думе проходило в рамках той модели церковно-государственных отношений, которая предполагала полную зависимость церковной жизни от воли власти». Однако сам факт присутствия иерарха в Государственной думе и позиция, которую он занимал, явилась первой за 200-летний период попыткой независимой церковной позиции в области общественной и социально-политической мысли.
«Его позиция была, может быть, робкой, но первой попыткой самостоятельного свидетельства Церкви по вопросам церковно-общественным, государственным и даже политическим. Этот настрой породил ту энергию, которая позволила митрополиту с нуля построить церковную жизнь, когда в эмиграции ему была вверена громадная паства, оказавшаяся в Западной Европе в гетто», — считает докладчик.
В своем выступлении митрополит Кирилл говорил и о том, как создавались православные приходы в Западной Европе. По словам владыки Кирилла, мы должны понимать всю сложность исторической ситуации, в которой оказалась Русская Церковь в 1920-е годы.
Разрыв административных связей митрополита Евлогия с Московским патриаршим престолом глава ОВЦС объяснил как вынужденный шаг, совершенный под тяжестью исторических обстоятельств: «Он считал, что сохранение этой административной связи приведет к дроблению его паствы, несогласной с некоторыми действиями заместителя патриаршего местоблюстителя, и в первую очередь несогласной с тем положением, в котором оказалась Русская Православная Церковь на родине».
Митрополит Евлогий понимал, что «неканоническая, хотя и вынужденная ситуация его прихода в отрыве от Матери-Церкви при двусмысленном сосуществовании на одной территории с епархиями Константинопольского Патриархата не может продолжаться вечно», отметил далее докладчик. Рассматривать отход от канонической нормы без учета исторических обстоятельств чревато «каноническим релятивизмом», считает митрополит Кирилл.
«Невзирая на все трудности, митрополит Евлогий «здесь и сейчас» строил Церковь, заботясь как о русских эмигрантах, так и об обращающихся к Православию коренных жителях Европы, отдавая должное внимание как традиции Матери-Церкви, так и местным языку и культуре. Он понимал, что нельзя терять живую связь с Матерь-Церковью и неоднократно подчеркивал свою верность каноническому единству с ней», — отметил митрополит Кирилл.
Протоиерей Владислав Цыпин (Московская Духовная академия) посвятил доклад архипастырской деятельности митрополита Евлогия до революции 1917 года. В 1902 году, после хиротонии во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, местом служения будущего митрополита стала Холмщина. Сложность пастырской работы состояла в том, чтобы содействовать возвращению народа в Православие «после векового пребывания в унии». При епископе Евлогии на Холмщине были созданы православные братства и сестричества, удалось часть уклоняющихся ввести в лоно Православной Церкви.
Ситуация осложнилась с принятием в 1905 году манифеста «Об укреплении начал веротерпимости», который дал возможность новообращенным «легально возвратиться в католичество». Большими стараниями, подчеркнул протоиерей, епископу Евлогию «удалось спасти ситуацию, угрожавшую отпадением в унию православного народа Холмщины». Будучи избранным в Государственную думу, являясь членом государственного совета, епископ Евлогий провел административную реформу по отделению Холмщины от Варшавской епархии.
«В историю митрополит Евлогий вошел как главный инициатор того, что в польских кругах было названо «четвертый раздел Польши», — подчеркнул отец Владислав. Владыка Евлогий сумел добиться выделения Холмщины из Царства Польского и включения в состав Российское империи.
Протоиерей Владислав Цыпин остановился подробно также на последующем периоде архипастырской деятельности будущего митрополита — на службе в Волынской епархии, куда он был переведен в 1914 году, в канун начала первой мировой войны.
Подробнее о деятельности митрополита Евлогия как депутата Государственной думы рассказал профессор Санкт-Петербургского университета Сергей Фирсов. Докладчик коснулся не только борьбы епископа за выделение Холмщины из состава Царства Польского, но и общественной и политической дискуссии, сопровождавшей эту борьбу.
«Евлогий смотрел на холмское дело, исходя из первенства Православной Церкви в России, — полагает профессор. — Он стремился отстоять паству, и в то же время проигрывал». В 1918 году территория, за которую боролся Евлогий, стала частью Польши, и ситуация «получила обратную окраску».
Игумен Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге, выступил с докладом «Митрополит Евлогий и общественно-религиозная дискуссия в Европе первой половины ХХ века». В 1921 году архиепископ Евлогий (с 1922 года — митрополит) назначен управляющим западноевропейскими приходами Русской Православной Церкви. Говоря о его позиции в эмиграции, игумен Филарет отметил, что она изменилась в сторону либерализации. Объяснения митрополита Евлогия тех или иных своих действий в разные периоды жизни сводились к следующему: «Я боролся на разных позициях, но — за Церковь».
По мнению докладчика, после катаклизмов Церковь, с одной стороны, была жертвой большевиков, с другой — стояла перед опасностью секуляризации. В этих условиях служение Церкви предполагает и борьбу за Церковь, пояснил игумен. Докладчик изложил также пункты позиции, занятой митрополитом Евлогием: Церковь должна быть аполитична; свободна от какой-либо внешней опеки; необходимо творческое отношение к православному Преданию, его актуализация.
Эта позиция нашла отражение в дальнейшей деятельности митрополита Евлогия. Был создан Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, который был «больше, чем духовная школа; он стал местом встречи православных с инославными». Митрополит Евлогий взял под свое духовное покровительство другое начинание — Русское студенческое христианское движение (РСХД), которое явилось результатом самоорганизации молодежи и было независимо от церковных структур. Проводилась социальная работа — созданы служения милосердия, сестричества. Игумен Филарет упомянул и «Православное дело», организованное монахиней Марией (Скобцовой), хотя «отношение к ней было неоднозначным».
В заключение докладчик подчеркнул, что позиция митрополита Евлогия нашла впоследствии отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
На конференции также были прочитаны доклады: «Экклезиология митрополита Евлогия» (С.А. Ребиндер; Женева); «Митрополит Евлогий и русское самосознание» (Д.М.Шаховской; Париж); «Взаимоотношения митрополита Евлогия с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах в 1921-1936 гг.» (А.А.Кострюков; Отдел внешних церковных связей Московского патриархата — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет); «Взаимоотношения митрополита Евлогия с Константинопольским Патриархатом в первой половине 1920-х годов: к постановке проблемы» (В.В.Бурега; Московская Духовная академия); «Церковно-правовые основания существования «Парижской митрополии» в 1921-1946 гг.» (иеромонах Савва (Тутунов); Отдел внешних церковных связей Московского патриархата — Московская Духовная академия); «Взаимоотношения митрополита Евлогия и Московской Патриархии в 1921-1946 гг.» (Д.В.Сафонов; Московская Духовная академия).
Служба коммуникации ОВЦС/«Благовест-инфо»/Патриархия.ru