Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: Мы поставлены здесь Промыслом Божиим и нам вручена забота о православных святынях родного края

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр: Мы поставлены здесь Промыслом Божиим и нам вручена забота о православных святынях родного края
Версия для печати
14 декабря 2011 г. 09:20

Интервью главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в преддверии празднования 20-летия провозглашения государственной независимости республики.

― Ваше Высокопреосвященство, наша страна готовится отметить юбилей независимости. Как Вы оцениваете прошедшие 20 лет пути?

― Времена, когда ослабели ледяные путы тотального атеизма, всем нам памятны и дороги. Конец 80-х годов застал меня на родине, в российском городе Вятке, где я исполнял, после окончания духовной академии в городе на Неве, церковное послушание секретаря епархиального управления. Но уже в 1989 году Господь судил мне стать епископом и возглавить Костромскую епархию нашей Церкви. Отчетливо помню то радостное, весеннее чувство, с которым мы встречали каждый новый освобожденный от мусора храм, каждую вновь обретенную святыню. Убежден, что те же чувства переживали верующие в Казахстане.

В 90-е годы верующие, наконец, после долгих десятилетий гонений и преследований вздохнули полной грудью, ощутив ценность религиозной свободы. В Казахстане ощущение этих свобод соединялось, как мне рассказывали, с неким тревожным чувством ― ведь республика впервые в своей истории обрела независимость, и было не ясно, каким путем пойдет далее развитие общества и государства. Сегодня можно сказать, что в отношении последнего оправдались оптимистические ожидания. Ведомая президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, Республика Казахстан двигалась быстрыми шагами по избранному пути и ныне вошла в число государств мира с развивающейся экономикой и миролюбивым народом.

В 90-х всем казалось, что полная свобода исповедовать любую религию принесет обществу только пользу. Ответственные работники министерств и ведомств с удовлетворением отмечали рост численности религиозных организаций, не обращая внимания на их конфессиональную принадлежность: с радостью принимали у себя любых проповедников, ожидая от них только добра. Общество ожидало, что верующие любой конфессии будут порядочными, законопослушными гражданами. Предполагалось, что вера в Бога любого толка будет пробуждать у людей только светлые чувства. У многих выходцев из партийной номенклатуры возник своеобразный покаянный комплекс: много лет гнали все религии, а теперь будут все разрешать и всему радоваться!

В этих ожиданиях общество серьезно обманулось. Реальность оказалась совсем другой. Уже в середине 90-х стало очевидно: многими свобода понимается как вседозволенность. Телевидение захлестнуло низкопробное, безнравственное кино, так что взрослые стремились оградить от экранов своих детей. На фоне религиозной безграмотности самые дикие и невежественные суеверия приобретали массы последователей. Появились псевдо-религиозные деструктивные организации. А в новом, XXI веке, на нашей мирной земле развили свою деятельность отдельные проповедники агрессивной античеловеческой идеологи, прикрывающейся религиозными лозунгами.

― Как Вы оцениваете сегодняшнее религиозное состояние общества?

― Сейчас ситуация изменилась к лучшему в том смысле, что общество получило значительные познания о религии. Люди стали понимать, что не всякая «духовность» ― от Духа Божия. И не всякий проповедник ― честный и с благими намерениями. В Евангелии хорошо сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). В справедливости этих слов все убедились.

Важно научиться отличать истинную свободу от вседозволенности и понять, что по-настоящему свободны те, кто в сердце своем носит Закон Божий и ощущает естественную потребность творить добрые дела. Прекрасно сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл: «Лишь тогда, когда человек связывает с борьбой за свободу от внешних стесняющих обстоятельств стремление к освобождению от греха, — только тогда и никогда иначе эта борьба против внешних стеснений приводит к тому, о чем человек и мечтает ― к подлинному освобождению человеческой личности. Потому что именно в освобождении от греха познается истина человеческого бытия, расставляются приоритеты человеческой деятельности, и каждый именно в свете свободы от греха способен видеть, что есть подлинная свобода».

Понимание этой очевидной истины позволяет провести четкую грань между традиционными религиями и деструктивными религиозными организациями. Всякое насилие, тем более, прикрывающееся религиозными лозунгами, противоречит истинным представлениям о Божестве, которое присуще любой нравственно здоровой человеческой душе. И никакие человеческие идеологии, никакие человеческие религии, никакие измышления не способны затемнить эти представления.

Религиозные взгляды помогают людям ощутить и некую глубинную связь людей друг с другом. Ведь все мы созданы по «образу и подобию Божию».

Евангелие учит нас: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20-21).

За 20 лет свободы обретен важный социальный опыт: не всякая религия прививает добродетельную любовь к ближнему. Верующий человек, лишенный нравственности ― жестокий фанатик. Деструктивным агрессивным культам мы обязаны противостоять всеми силами.

― На Ваш взгляд, принятый в нынешний юбилейный год в Казахстане новый «Закон о религиозных организациях» отвечает текущему моменту? Но ведь он препятствует миссионерской работе, в том числе, и представителям традиционных религий.

― Человеческие законы меняются, совершенствуются. Закон всегда отражает текущую заботу общественных сил о благе своей страны, отражает положение вещей на конкретную историческую перспективу, полагает преграду распространению социальных болезней. И в этом смысле новый закон, конечно же, оправдан. Но важно понимать: ни один закон не способен по-настоящему вылечить, исцелить общество. Государство помогает сделать так, чтобы земная жизнь не превратилась в ад, но сделать жизнь здоровой, содержательной и комфортной могут только люди, распространяющие высокие духовные ценности: милосердие, миролюбие, любовь и взаимопомощь. А вот здесь государству не обойтись без союзников ― традиционных религий, которые по-настоящему наполняют жизнь смыслом. Впрочем, подлинным раем земную жизнь сделать никогда не удастся ― нужно смотреть на вещи трезво. Однако послужить друг другу на земле можем мы все, в независимости от того, какую традиционную религию исповедуем.

Некоторые публицисты называют XXI век «реваншем Бога». В условиях открытого информационного пространства скрыть истину о Боге просто невозможно. Все больше людей встают на путь духовных поисков. Наша задача ― облегчить этот поиск людям на путях своей религиозной традиции, отвратить их от душепагубных заблуждений. Святитель Московский Филарет писал, имея в виду церковные расколы ушедших веков: «Люди устремляются на беззаконный путь, когда недостаточно хорошо устроен путь законный». Необходимо устраивать законный путь изучения религии законными средствами!

Убежден, что вопрос о преподавании в государственных школах и вузах традиционной религии рано или поздно вновь встанет перед законодателями. А пока мы ставим перед государством лишь вопрос о сохранении молитвенных комнат в тюрьмах и медицинских учреждениях. Есть надежда, что он будет решен положительно.

― Ныне, возглавив Православную Церковь Казахстана, в чем Вы видите свою главную миссию?

― Каждому православному христианину в Казахстане нужно понять: мы поставлены здесь Промыслом Божиим, нам вручено послушание заботиться о духовном благополучии ближних ― сограждан, опекать святыни, которые дороги всем верным чадам Православной Церкви. Мы призваны сеять семена духовной любви людей друг к другу.

На благодатной, щедрой, плодородной земле Казахстана обильно пролилась кровь новомучеников и исповедников христианства и других невинных людей. Их души стали свидетелями великой правды ― правды о том, что Богу неугодно человеконенавистничество. Убивающие человека продолжают распинать Самого Бога, пребывающего в человеке. Вот почему земля Казахстана стала землей благословенной и святой. Она дорога сердцу каждого человека, который интересуется историей нашей Церкви и чтит подвиг мучеников.

Как известно, именно во дни тяжких испытаний особо проявляется нравственная сила человека и его способность не ломаться самому и поддерживать других. В суровые годы сталинских репрессий, голода и войны стал очевидным тот колоссальный духовный потенциал, который сохраняет в себе Православная Церковь. Именно в религиозной традиции Православия были воспитаны такие выдающиеся личности, как исповедники митрополиты Алматинские Николай (Могилевский) и Иосиф (Чернов), Карагандинский старец преподобный Севастиан (Фомин), другие подвижники. Жизнь сводила этих пастырей с тысячами людей разных национальностей и различных религий. И в общении с ними они никогда не делали различий, но стремились каждому, независимо от религиозных взглядов, оказать помощь, щедро поделиться своим жизненным опытом и сокровищами своей души ― любовью и надеждой.

А что касается миссионерской деятельности… Подлинное миссионерство не имеет ничего общего со стремлением любой ценой увеличивать число покрестившихся. Подлинное миссионерство не кичится, не возглашает громогласно в трубы. Оно состоит в создании особой духовной атмосферы вокруг себя. У христианина это происходит естественно в процессе общения со всеми ближними и дальними. Христос Спаситель говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Это пожелание Господь относит не только к тайнам жизни будущего века. Он свидетельствует: «Царство Божие внутри вас» (Лк. 17:20-21). Рай и Божие Царство ― это, прежде всего, состояние нашей души, это дух взаимоотношений между людьми. Для христианина не может быть никаких препятствий в осуществлении своего миссионерского призвания, понятого таким образом.

Приобщить окружающих к духу любви Христовой и означает исполнить свое предназначение на земле. Этому нас учили казахстанские исповедники XX столетия. Будем помнить также, что через нас Имя Божие может и прославляться и подвергнуться поруганию. Постараемся всеми силами избежать второго.

― Ваше Высокопреосвященство, сколь значительна, на Ваш взгляд, была роль Православной Церкви в Казахстане в эти годы, и какова она сегодня?

― Нужно отметить, что Церковь в Казахстане, как и на всем пространстве Советского Союза, будучи гонима атеистическим режимом, тем не менее, сохранилась, и, начиная с 70-х годов, даже пыталась развивать свою внутреннюю жизнь. Устная проповедь звучала всегда ― даже в сталинских застенках. И никогда самые безбожные власти не могли ограничить мысли и чувства людей, не могли сделать так, чтобы мать не говорила детям о своей вере и религиозном уповании. Ведь невозможно лишить людей солнечного света и прикрыть рогожкой небеса! Кроме того, Русская Православная Церковь всегда осуществляла свою цивилизационную, образовательную, миротворческую миссию. Она несла людям Чайковского и Рахманинова, Пушкина и Достоевского, выдающиеся художественные произведения, строила архитектурные шедевры. Церковь консолидировала людей разных национальностей, примиряла различные социальные слои. И при этом стремилась к самому главному ― спасать души.

Сегодня молодые, здоровые, энергичные люди полны сил, они готовы свернуть горы, они испытывают многоразличные стремления. И Церковь призывает их направить эту энергию к полезному. Говоря словами святого апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10) . Задача Священноначалия состоит и в том, чтобы способствовать объединению православных людей вокруг их святынь, в разнообразных проектах социальной направленности.

Важнейшими событиями минувших 20 лет стали: возвращение ряда уникальных храмов ― памятников истории и культуры к их прямому назначению ― прославлять Господа, среди которых в первую очередь необходимо упомянуть Вознесенский кафедральный собор Алма-Аты. Строительство Успенского собора в Астане и ряда других новых соборов. В Казахстане число православных храмов за эти годы увеличилось в 5 раз и достигло 310. Совершилось строительство в Алма-Ате Серафимо-Иверского женского монастыря, прославление и открытие святых мощей священноисповедника Николая Алма-Атинского, преподобного Севастиана Карагандинского, священномучеников Серафима и Феогноста. Исторические вехи ― это посещение Казахстана Предстоятелями нашей Церкви Святейшим Патриархом Алексием II и Святейшим Патриархом Кириллом. Необходимо отметить прибытие в Казахстан святынь всеправославного значения. Я был поражен, наблюдая в сентябре этого года за нескончаемым потоком верующих к чудотворной святыне Русского Зарубежья ― Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение». Прочно заняли свое место в церковной жизни крупные проекты в сфере молодежного служения, такие, как фестиваль воскресных школ «Духовный сад Семиречья». Регулярно проводятся научно-практические конференции, посвященные подвигу новомучеников и исповедников. Сегодня один из приоритетных проектов ― создание в Алма-Ате высшего богословского учебного заведения, духовной семинарии. Хотел бы обозначить особо строительство в Астане по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с одобрения Президента Казахстана Н.А. Назарбаева административного и духовно-культурного центра Митрополичьего округа имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Можно вспомнить еще много добрых дел и начинаний.

Мы живем в мирной, независимой демократической стране. Мы трудимся для того, чтобы наша паства в Казахстане чувствовала себя уютно и комфортно. Очень важно любить страну, в которой живешь. Я уверен, что благополучным будет такое общество, в котором граждане любят свое Отечество и ценят те условия, которые созданы в нем для их жизни.

― Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы хотели пожелать в День независимости народу Казахстана?

― Прежде всего, от лица православных граждан Казахстана я хотел бы искренне поздравить Лидера Нации, Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева с этим историческим юбилеем и принести ему слова благодарности за неустанный труд на благо духовного возрождения родной страны, выражающийся в заботе о нуждах православных христиан. А всему народу Казахстана хотел бы пожелать мирного неба над головой, семейного счастья и новых благословенных успехов в созидательном труде на благо родного края.

Беседовал Георгий Сидоров

Сайт Митрополичьего округа в Казахстане/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви