Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на Пленарном заседании Общественной палаты 9 февраля 2007 года с докладом «Христианское отношение к природе и окружающему миру».
В заседании Общественной палаты принял участие В.М. Захаров, Председатель Комиссии Общественной палаты по экологической безопасности и охране окружающей среды.
Уважаемые члены Общественной палаты!
Вначале своего выступления я хотел бы поблагодарить Владимира Михайловича за представленный доклад, в котором дан глубокий анализ современной экологической ситуации, как в стране, так и в планетарном масштабе, а также за предложения тех шагов, которые необходимо сделать.
Несомненно, формирование отношения общества к окружающему миру и природе находится в прямой зависимости от представлений о предназначении человека, его роли и месте во Вселенной. Понимание человеком окружающего мира как мастерской, где он сам является работником и ставит своей задачей, не дожидаясь милостей, взять от него все, что он может, привело к глобальным экологическим и природным проблемам.
Исторический и современный опыт подсказывают нам, что зачастую человек допускает позволительным и даже необходимым вмешиваться в организм природы, которую, как он считает, нужно «покорить». В XX веке возникает даже знаковое словосочетание — «покорение природы». И мы знаем, сколько вреда приносили или могли бы принести «проекты века», к примеру, поворот сибирских рек, нефтегазовый проект «Сахалин-2» и др.
Подобное отношение к окружающему миру не новое, оно развивается в сознании наиболее активной части общества с эпохи Возрождения, и сформировало по отношению к природе прагматический, потребительский подход, предполагавший, что дары недр — неисчерпаемы, а биосфера — беспредельна и потому не подвержена порче.
Сегодня каждый разумный человек может видеть, что человечество, взявшее на вооружение данный принцип, стоит на пороге экологической катастрофы. Примеры катаклизмов, происходящих в наши дни, можно перечислять до бесконечности, и каждый день информационные ленты новостных агентств содержат сообщения о трагедиях экологического порядка.
Ныне становится все более очевидно, что мы должны не только оплакивать наличествующее состояние природы, но предпринимать решительные шаги по ее защите от бездушного использования.
Показательно, что начало пути к экологическому самоуничтожению человечества приходится на период постепенного возвеличивания материализма, тесно сопряженного с атеистической концепцией мировоззрения.
Поразительно при этом насколько радикально расходится вышеуказанное восприятие мира с тем, что предстает перед нами в священных текстах! С какой любовью описывается природа в Священном Писании! Океан — младенец повитый пеленами (см.: Иов. 38:7-9); солнце, как жених, исходит из чертога (см.: Пс. 18:6); небеса говорят о Боге; (см.: Плач 1:4); пустыни томятся жаждой (см.: Ис. 35:1) и т.д., одним словом, все творения представляются как великий хор, воспевающий славу Творцу. И это воспитывает в человеке любовь и бережное отношение к природе.
Соответственно, христианская антропология наделят человека принципиально иным статусом по отношению к сотворенной Вселенной. Человек мыслится как заботливый попечитель и рачительный хозяин Земли, которую он призван «возделывать и хранить» (Быт.2:15), являясь одновременно средоточием мистического единства мира со своим Творцом.
Тем не менее, христианство настаивает на том, что потеря внутреннего, благого устроения человека, в богословской терминологии именуемая «грехопадением», привела к тотальному изменению не только самого человека, но и состояния окружающего мира.
Вместе с тем, взаимоотношение человека и мира приобрели черты, являющиеся отражением внутреннего разрыва, этического конфликта порожденного нравственным преступлением. Природа последовала изменениям, произошедшим в человеке. Говоря словами апостола Павла «покорилась суете … по воле покорившего ее» человека.
Путь выхода из сложившейся ситуации Церковь видит через внутреннее изменение самого человека, изменение его отношения к окружающему миру. Поэтому очевидно, что проблемы экологического ряда есть в первую очередь проблемы не материальные, а духовные, проистекающие из внутреннего порочного состояния человека.
И поскольку нет сомнений в том, что главной движущей силой разрушения природы явился человеческий фактор, его эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, безудержная погоня за прибылью и вещами, подавление материальными интересами духовных запросов, то без сомнения и восстановление целостности творения неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека. Необходимо не инспектору, который следит за экологическим состоянием производства, учить, как относиться надо к природе и окружающему миру, а с детства, со школьной скамьи прививать любовь к природе, с детства научиться любить «матушку землю, кормилицу», и никакие законы не помогут, если человек не будет подходить с нравственных позиций к окружающему миру.
В этой связи, считаю важным включить в итоговый документ нашего заседания тему необходимости экологического и нравственного образования в нашей школе.
Спасибо за внимание.