Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ответы на вопросы, поступившие в Юридическую службу Московской Патриархии

Версия для печати
30 января 2012 г. 16:18

Пожалуйста, расскажите об уместности формирования актива Подворья для решения различных вопросов. Нужен ли такой орган управления Подворья?

Актив Патриаршего Подворья не является, в соответствии с новой редакцией типового устава Патриаршего Подворья, органом управления Подворья. Уставом не определена его компетенция.

При получении из Минюста России оригинала устава нашей религиозной организации (с изменениями и дополнениями), должны ли мы подавать нотариальные копии устава в налоговую службу, фонды медицинского и социального страхования для постановки нашей организации на учет в этих органах?

В соответствии с п. 11 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» решение о государственной регистрации религиозной организации принимается органом юстиции сведений о создании и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется налоговым органом на основании принимаемого органом юстиции решения о государственной регистрации.

Таким образом, при государственной регистрации изменений, внесенных в Устав, Минюст России и его территориальные органы направляют в ФНС и ее территориальные органы сведения, необходимые для включения в ЕГРЮЛ, а также устав религиозной организации. ФНС самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия направляет сведения о государственной регистрации изменений в Устав религиозной организации в ФСС и ФМС.

Наш приход в соответствии с договором благотворительного пожертвования, заключенного между ним и благотворительным фондом, получает от этого фонда финансовую помощь на реставрацию храма. Согласно п. 3.3 Устава Прихода «Приход вправе с письменного разрешения (благословения) Патриарха устанавливать сотрудничество с российскими, иностранными и международными благотворительными и гуманитарными фондами и организациями». Что подразумевается под «сотрудничеством с благотворительным фондом»? В каких случаях необходимо благословение Святейшего Патриарха?

Согласно абз. 2 п. 3.3 Устава Прихода, Приход вправе с письменного разрешения (благословения) Патриарха устанавливать сотрудничество с российскими, иностранными и международными благотворительными и гуманитарными фондами и организациями.

Таким образом, необходимо получить письменное разрешение (благословение) Патриарха на сотрудничество с российскими, иностранными или международными благотворительными и гуманитарными фондами и организациями.

Заключение между религиозной организацией и фондом договора о благотворительной помощи и получение финансовой помощи (пожертвований) на реставрацию храма является, несомненно, наиболее распространенной формой сотрудничества Прихода с указанными в абз. 2 п. 3.3 Устава Прихода фондами и организациями.

Письменное благословение Патриарха для заключения такого рода сделок не предусмотрено уставом Прихода и поэтому не требуется.

Скажите, пожалуйста, в официальной подписи священнослужителя на юридических и финансовых документах следует ли указывать его сан?

Закон не устанавливает требования к подписям. Поэтому подпись клирика может содержать сокращенное наименование сана.

Если в печати местной религиозной организации не указано ее полное наименование, то надо ли изготовить новую печать?

В соответствии с п 4 с. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, в т.ч. религиозная, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

В случае изменения полного наименования организации, необходимо изменить печать и представить проект оттиска печати, согласно Уставу, на утверждение Патриарху. Новую печать можно использовать только после утверждения в установленном порядке.

В настоящее время процесс утверждения печатей Патриарших Подворий и Приходов в связи с перерегистрации приходит к своему завершению. Ни у одной религиозной организации не возникло проблем с размещением полных наименований на оттиске печати. Мы готовы рекомендовать Вам организации, которые смогут помочь технически Вам решить эту проблему.

В числе учредителей прихода нет иностранных граждан; данный Приход не имеет иностранного капитала; годовой доход Прихода составляет более трех миллионов руб. Нужно ли такому Приходу представлять отчет в органы юстиции?

Если в соответствии с законом МРО не должна предоставлять отчет в Минюст (менее 3 млн.), нужно ли уведомлять об этом Минюст.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»:

«3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом».

Религиозные организации Русской Православной Церкви, соответствующие требованиям п. 3.1. новой редакции ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», освобождаются от обязанности предоставлять в органы юстиции отчеты и иные предусмотренные данной статьей сведения о своей деятельности за 2009 г. и последующие годы. Остальные религиозные организации не освобождены от сдачи отчетов.

Таким образом, закон требует предоставление отчета в органы юстиции, в случае, если поступления имущества и денежных средств религиозных организаций в течение года превысили три миллиона рублей. При этом Патриаршие Подворья представляют отчет в Минюст РФ, а Приходы Московской (городской) епархии — в Главное управление Минюста по г. Москве.

 За однократное непредоставление отчета установлен административный штраф в размере на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях). Штраф может быть взыскан только в судебном порядке. Неоднократное (два и более раз) непредоставление отчета может повлечь ликвидацию религиозной организации в судебном порядке по заявлению органа юстиции (ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»