Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В парижском издательстве опубликована книга епископа Илариона (Алфеева) «Имя великое и славное»

В парижском издательстве опубликована книга епископа Илариона (Алфеева) 'Имя великое и славное'
Версия для печати
27 февраля 2007 г. 14:35

В парижском издательстве «Cerf», специализирующемся на издании религиозной литературы, вышла в свет книга епископа Венского и Австрийского Илариона «Имя великое и славное. Почитание имени Божия в православной традиции» («Le nom grand et glorieux. La vénération du nom de Dieu dans la tradition orthodoxe»). Объем книги — 330 страниц.

Книга представляет собой французский перевод первой части монографии «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров» (СПб.: Алетейя, 2002), за которую автор был в 2005 году удостоен Макариевской премии. Перевод осуществлен Клер Жуньеви в сотрудничестве с иеромонахом Александром (Синяковым) и аббатом Андре Луфом.

Первая глава книги посвящена почитанию имени Божия в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Как отмечает автор, «древнее понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от современного употребления имен. В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого». В древности же «к имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи». Этим обусловлен и тот смысл, который древние евреи придавали священному имени Яхве, которое воспринималось как собственное имя Божие и которое было окружено благоговейным почитанием. В то же время, лейтмотивом через все книги Библии проходит тема непостижимости и неименуемости Божества.

Во второй главе книге рассматривается учение Отцов Церкви об имени Божием и об именах Божиих. Как считает автор, «в святоотеческой традиции необходимо различать три самостоятельные темы: 1) имени Божия; 2) имен Божиих; и 3) имени Иисус. Первая тема связана с библейским богословием имени, оказавшим решающее влияние на литургическую и мистико-аскетическую традицию христианства. Вторая тема, помимо библейских корней, имеет еще и античные корни: она в некоторой степени связана с теориями имен, разработанными Платоном, Аристотелем и другими греческими философами. Наконец, третья тема получила особое развитие в связи с практикой молитвы Иисусовой в византийской монашеской традиции».

Третья глава книги посвящена почитанию имени Божия в православном богослужении и практике молитвы Иисусовой, распространенной в византийском и русском монашестве.

В четвертой главе рассматривается учение об имени Божием в русском богословии, в частности, в трудах Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Филарета Московского, Иоанна Кронштадтского.

Наконец, пятая глава книги посвящена краткому изложению истории и проблематики имяславских споров, развернувшихся на Афоне и в России в 1910-х годах. Более подробно об этих спорах речь идет в другой книге епископа Илариона, готовящейся к выходу на французском языке и представляющей собой перевод второй и третьей частей монографии «Священная тайна Церкви».

В заключительном разделе книги епископ Иларион говорит о том, что в истории философии и богословия можно выделить два принципиально разных подхода к природе имени вообще: «Один рассматривает имя как нечто неразрывно связанное с предметом, неотделимое от предмета, выражающее сущность предмета. Другой видит в имени лишь добавленный к предмету опознавательный знак, перемена которого никак не влияет на сущность предмета». Первое представление, по мнению автора, характерно для Библии, для античной философии (в частности, Платона), для православного богослужения, для восточно-христианской аскетической традиции, для некоторых учителей Церкви и для некоторых русских богословов (в особенности, Филарета Московского и Иоанна Кронштадтского). Второй подход также отражен в античной философии (в частности, у Аристотеля) и у большинства восточных Отцов Церкви (в частности, у Великих Каппадокийцев).

Говоря о почитании имени Божия и имени Иисусова, епископ Иларион отмечает, что оно остается живой традицией, бережно хранимой Православной Церковью. По словам автора, «в богослужебной жизни Православной Церкви, так же как и ее аскетической традиции, центральное место продолжает занимать имя Божие — имя почитаемое и поклоняемое, имя святое и всесильное, имя великое и славное».

Презентация новой книги епископа Илариона на французском языке состоится в Париже, в помещении издательства «Cerf», 8 марта 2007 года.

Патриархия.ru/Пресс-служба Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях

Материалы по теме

В Нижнем Новгороде начали работу курсы повышения квалификации для преподавателей догматического и сравнительного богословия

Вышел в свет румынский перевод книги митрополита Волоколамского Илариона «Священная тайна Церкви»

Богословие в Церкви и в светском университете: особенности и проблемы [Интервью]

Вышла в свет новая книга православного патролога Жана-Клода Ларше «Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании»

В Сретенской духовной академии прошла презентация первого тома полного собрания творений святителя Григория Двоеслова

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет выпуск № 51 сборника «Богословские труды»

Вышел сборник VII международной патристической конференции «Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие»

«Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649) [Статья]

Все материалы с ключевыми словами