Информация азербайджанской стороны о том, что комплекс Давид Гареджи является памятником албанской культуры, не имеет под собой никаких оснований, заявил заместитель руководителя пресс-центра Грузинской Патриархии Зураб Цховребадзе.
«Когда древние грузинские христианские памятники называют албанскими, такие заявления никакой критики не выдерживают. И заявления азербайджанской стороны вызывают по меньшей мере удивление. Удивительно и то, что албанскими объявлены все грузинские храмы, расположенные на территории Саингило», — заявил Цховребадзе агентству GHN. Он напомнил, что Грузия потеряла права на свою исконную территорию Саингило «по вине советского правительства».
Цховребадзе заявил, что после того, как албанское государство исчезло, и его место заняли нынешние народы, албанские памятники, скорее всего, были уничтожены. «В любом случае, это должно стать предметом научных исследований, но ни в коем случае не является поводом для изменения истории грузинских памятников», — отметил Цховребадзе.
Причисление к «албанским» всех христианских памятников на территории современных Азербайджана и Нагорного Карабаха стало традиционным приемом азербайджанской историографии последних десятилетий.
Также Патриархия Грузии и группа авторитетных историков выступили категорически против договоренности между Грузией и Азербайджаном об объявлении приграничной территории монастырского комплекса Давид Гареджи открытой туристической зоной.
Академик Мариам Лордкипанидзе в беседе с корреспондентом газеты «Резонанс» предложила альтернативный вариант. По ее словам, монастырский комплекс должен быть объявлен монастырской республикой. Такой прецедент в христианском мире уже есть — это монастырский комплекс на горе Афон в Греции. Лордкипанидзе убеждена, что Давид Гареджи входит в состав объединенной Грузии с X века, а в состав Азербайджанской ССР вошла «с подачи коммунистических властей».
«Какой же смысл объявлять исторически принадлежащую Грузии территорию нейтральной? По моему мнению, будет хорошо прибегнуть к Афонскому прецеденту», — заявила академик Лордкипанидзе.
Предстоятель Грузинской Православной Церкви Илия II заявил на страницах газеты Georgian Times, что «обитель Давид Гареджи является величайшей святыней Грузии и Грузинской Церкви. Он должен остаться как монастырь, как лавра, где будут служить монахи, и поэтому руководство нашей страны должно сделать все, чтобы Давид Гареджи был включен в состав Грузии».
По словам Католикоса-Патриарха, помимо проблемы двустороннего владения (что фактически означает разделение), остро стоит вопрос объявления территории Давид Гареджи открытой туристической зоной. Монастырь, лавра — это место, где монахи «служат и молятся не только о спасении своих душ, но и о стране, обществе, молятся в том числе и за необразованных и неверующих членов правительства». По его мнению, Давид Гареджи может быть «не открытой туристической зоной, а лишь зоной, ограниченной для туризма».
В противном случае мы имеем действия, которые можно расценивать как невольную попытку «нарушить жизнь и желание отдалить благодать от Грузии», считает Предстоятель Грузинской Церкви.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru