В интервью журналу «Шпигель» (русская версия опубликована 23 апреля в журнале «Профиль») турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявляет, что «у религиозных меньшинств в Турции прав больше, чем в Европе».
«Чего они себе не могут позволить в делах веры? Мы что, церкви сносим?» — парировал премьер в ответ на реплику журналиста, отметившего, что «ЕС требует полной свободы вероисповедания».
Эрдоган подтвердил свою убежденность в том, что с Саудовской Аравией Турцию «связывает не просто дружба», но «братство народов с единой культурой». Вместе с тем, подчеркнул он, «Турции суждено быть мостом, и Европе не следовало бы это недооценивать».
«Процесс сближения Турции с Европой начался в 1959 году — почти полвека назад. Но с тех пор нас всегда держат где-то на периферии, — заявил Эрдоган. — Несмотря на барьеры, мы ни на шаг не отклонимся от нашего европейского курса».
Что касается разочарования в европейской ориентации, которое испытывает значительная часть населения страны, Эрдоган считает, что «пищу для этих негативных настроений» дают «наши европейские друзья, не желающие, чтобы мы вошли в Европу».
Сам Эрдоган полагает, что можно бы установить в качестве даты вступления Турции в ЕС 2014 или 2015 год, но прежде всего Евросоюз должен ясно заявить — согласен ли он в принципе на прием Турции.
«Если Евросоюз нас не хочет, то нужно это ясно сказать сейчас. Если мы ЕС не устраиваем, то обеим сторонам не нужно надо тратить время на переговоры. Нужно разобраться: Европа — это союз культур или клуб христиан? Если верно первое, то в такой союз Турцию обязаны принять», — заявил Эрдоган.
По его мнению, нет никаких оснований упрекать Турцию в нарушении фундаментальных прав человека, как это делают представители Евросоюза.
Журналисты напомнили премьер-министру, что в Турции церквам не позволено обладать собственностью, так как они не являются юридическими лицами; кроме того, у многих христианских общин имущество отнято.
«Мы изменили законодательство о строительстве, — заявил в ответ на это Эрдоган. — Там, где прежде стояло "мечеть", теперь сказано "место для моления"».
В стране, утверждает премьер, открываются новые храмы. Что же касается церковного имущества, то предложенные поправки в закон о религиозных фондах были отклонены президентом, однако премьер намерен снова провести их через парламент. Кроме того, заявил Эрдоган, суды начали процессы по возвращению церквам их собственности.
Почему церквам не разрешено самим готовить священников, спросили премьера немецкие журналисты и напомнили, что ЕС настаивает на том, чтобы возобновила работу духовная школа Константинопольского Патриархата на острове Халки вблизи Стамбула, закрытая решением властей несколько десятилетий назад.
«Если они нас из-за Халки не хотят принимать, то пусть не принимают, — заявил Эрдоган. — Проблема в турецких законах. Раньше это была средняя школа. Теперь они хотят из нее сделать факультет. Но Совет по высшему образованию этого не позволяет».
По мнению премьера, необходимо сохранить и статью 301 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за «оскорбление турецких ценностей» (журналисты отметили, что убитый в январе националистами армянско-турецкий журналист Грант Динк также был осужден условно именно по этой статье). По его мнению, «такие же законы» действуют и в Европе.
Патриархия.ru