«Известия» откликнулись на эту новость большим интервью с Иваном Демидовым.
«Бог в помощь. Иван Демидов создал православный телеканал»
Журналист Иван Демидов, начавший свою телекарьеру с программы «Муз-Обоз» и долгое время специализировавшийся на развлекательных проектах, осуществил свою мечту. В ближайшее время начнет работу общественный православный телеканал «Спас», созданный по инициативе и при непосредственном участии господина Демидова. Несмотря на сугубо социальные функции — просвещать, наставлять, воспитывать, «Спас» будет реализован как бизнес-проект на деньги вполне светских людей. Об этом главный редактор «Спаса» Иван Демидов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Известий» Надежде Степановой.
— Вы участвовали в создании специализированных каналов с ярко выраженной идеологической основой — военный канал «Звезда», теперь православный канал. Для вас непринципиально, чем заниматься — верой или армией?
— В моей истории с точки зрения телевидения уже все сделано. И тут уже важно, не как и что ты хочешь сделать, а для кого. Три года общения с телеканалом «Звезда», программа «Русский взгляд» на «3 канале» и сейчас телеканал «Спас» — это показатель того, в кого я вырос к своим 42 годам.
— Что это будет за телеканал?
— «Спас» — общественный православный канал. Мы делаем упор на слове «общественный». Можно делать передачи православные по содержанию, а не только по форме. У нас нет задачи «убивать» форму исключительно колоколами и храмами. Думаю, что 60% составит общественное вещание, 40% — православная тематика. Герои передач совсем не обязательно должны быть священниками. То, что снимают и показывают региональные телекомпании в репортажах, документальном и публицистическом кино, само по себе если не православная, то уж точно народная тема? — это показал, например, последний конкурс «ТЭФИ-регион» в Самаре, на котором я был членом жюри от Академии российского телевидения.
Канал условно можно разделить на две составляющие: ток-шоу, разговоры, с одной стороны, и документалистику, просветительские, образовательные программы — с другой. Ток-шоу в основном будут выходить в прямом эфире с элементами интерактива под общим названием «Русский час». Днем будем говорить о человеке, личностях. К светскому ведущему планируем посадить ведущего-священника. Вечерние ток-шоу — для вопросов политики, общества, идеологии, которые будет обсуждать некий круг экспертов. Никаких игровых, развлекательных передач и игрового кино мы не планируем. Мне кажется, сейчас зритель, причем не только православный, которого все уже обсмешили, образвлекали, хочет спокойных, серьезных, глубоких разговоров.
— Кто будет вести православные телепрограммы?
— Мы уже говорили с замечательным актером Николаем Бурляевым, с Натальей Нарочницкой — она депутат Госдумы от «Родины», но прежде всего крупнейший историк, правовед, с экспертами Михаилом Леонтьевым, Александром Дугиным, в ближайшее время встречусь с Никитой Михалковым. Будут священники, начиная с нашего замечательного отца Дмитрия Смирнова, одного из самых известных московских батюшек, который при этом руководит отделом взаимодействия церкви с силовыми структурами. Свой архив нам предоставил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Темы, касающиеся жизни молодых поколений России, будут подниматься в программах, которые «Спас» готовит совместно с журналом «Фома» и настоятелем храма свм. Татианы при МГУ протоиереем Максимом (Козловым) с участием студентов журфака. Рассматриваем вариант, при котором по договоренности с «3 каналом» какая-то интерпретация «Русского взгляда» будет выходить на «Спасе». Мы также сняли кое-что для межпрограммного пространства, у нас побывали все — от Сергея Безрукова до Юлии Меньшовой, от Ильи Глазунова до Олега Табакова.
— Эфирных частот в Москве не осталось. Где все это будете показывать?
— Сейчас единственно реальный путь донести канал до зрителя — это выход на спутник. Поэтому мы решили сотрудничать с «НТВ-Плюс». Нам нужно, чтобы как можно больше людей увидели канал. В наших планах заключение договоров с местными вещателями, конкурсы на частоты. При этом мы не рассчитываем на какие-то особые льготы со стороны Федеральной конкурсной комиссии. В отличие от «Звезды», наш телеканал частный. Если государство нам поможет, мы будем только признательны.
— На чьи деньги создается «Спас»?
— Канал создается при содействии «Русской консалтинговой группы», которую возглавляет Александр Батанов, он же будет гендиректором «Спаса». По форме это будет ООО. Учредители — частные лица, среди которых и те люди, которые делают канал, и партнеры, которые финансируют канал. Их можно условно назвать «православными предпринимателями». Финансирование, замечу, не безвозмездное. Мы не храм, а бизнес-проект. Деньги будут заемными. Естественно, он начнет окупаться медленнее, чем обычные телеканалы, потому что канал православный. Наши партнеры понимают, что это будет дольше, чем у музыкального канала.
— Как деньги будете зарабатывать?
— Так же, как и другие каналы: реклама, спонсорство — с учетом специфики содержания канала. Естественно, мы рассматриваем и спонсорство.
— Не думаю, что православные зрители и РПЦ одобрят рекламу дезодорантов и прокладок на «Спасе».
— Православный человек — это не бородатое, замкнутое, спрятанное в подвале монастыря существо. У православного человека на груди крест, а в заднем кармане кредитная карта — одно другому не противоречит. Не думаю, что Церковь будет осуждать нас за рекламу, потому что мы понимаем, что может пройти у нас, а что нет.
— На кого ориентирован канал? Какие задачи вы ставите перед собой кроме реализации бизнес-плана?
— Идет процесс самоидентификации нового русского человека, и интерес, который проявляется, в том числе, к православию, является логическим завершением 15-летнего шатания с вопросами «кто я?», «кто мы?», «где мы живем?». В стране сейчас 8-10% воцерковленных людей, еще 60-70% крещены, носят кресты, держат дома иконы — то есть это те, для кого церковь — это традиция, привычка, и они еще до конца не поняли, что такое вера. Это и есть задача сегодняшнего времени — воцерковить... Хотя мы, телеканал, не можем взять на себя такую ответственность — это дело Русской Православной Церкви, — но мы можем помочь людям разобраться в себе.
— Это же вмешательство в светскую жизнь!
— Не будет никакого вмешательства. Все эти разговоры наших либералов о том, что сейчас государство вложит деньги эфемерных налогоплательщиков в православный телеканал, — пустые. Ничего государство в нас не вкладывает. Мы — частный канал. Открывают же люди музыкальные каналы, спортивные. Мы открываем общественный православный канал. Мы не заставляем его смотреть, не заламываем руки, не отнимаем деньги у «бедных» налогоплательщиков из компании «ЮКОС», у Хакамады, у СПС или газеты «Московские новости». Пускай успокоятся. Мы даже пока не претендуем на отдельные частоты.
— В любом случае телевидение — это массовое явление, а вера — дело интимное.
— Это противоречие есть, и оно всегда будет. Конечно, одно дело — амвон в церкви, другое — делать из него подобный рупор. Но я глубоко убежден, что можно и нужно. Вера, безусловно, вещь интимная, а вот идентификация народа — вещь общая. Судя по нашим достаточно тесным контактам с Московской Патриархией, там есть понимание и благословение.
«Известия», Надежда СТЕПАНОВА
10 июня 2005 г.