«Для общественных экологических организаций и конкретно для Всероссийского общества охраны природы сам факт появления этого документа очень важен, потому что после его официального принятия природоохранная деятельность станет не просто нужной, а в некотором роде священной, — заявил заместитель председателя Центрального совета Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" Б. Новорок, открывая экспертное обсуждение в ОПРФ проекта документа "Основы экологической концепции Русской Православной Церкви". — Соответственно, мы получим миллионную армию волонтеров, готовых не на страх, а на совесть заниматься охраной окружающей среды на абсолютно бескорыстной основе».
Он отметил, что концепция дает новые возможности для экологического воспитания и просвещения и что Русская Православная Церковь пока опережает государство в этом направлении, т.к. «до сих пор ни в школах, ни в вузах не введено ни одного предмета и практического занятия, связанного с экологией».
Член Общественной палаты, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, что «сейчас в разных религиозных общинах достаточно активно разворачиваются дискуссии на экологические темы, и в этом контексте для православной цивилизации важно найти свой путь, который помог бы не просто отметиться в модной, активно обсуждаемой теме, но и помог бы реально вывести человечество из кризиса».
Отец Всеволод поведал о двух крайностях, к которым часто склоняются в различных дебатах вокруг экологической проблематики. По его словам, «первая крайность — это попытка оправдать разными теориями хищническое потребление данного природой богатства ради извлечения сиюминутной экономической выгоды». Он посетовал, что хоть идеология хищнического потребления и отвергается большинством людей, однако на практике она торжествует, особенно на государственном уровне, где экономические выгоды зачастую ставятся превыше всего.
Вторая крайность, как отмечает священник, это «попытка некоторых экологических движений относиться к окружающей среде как к тому, ради чего можно жертвовать интересами человека, т.к. в их теории люди по определению вредны для других живых существ и для природного баланса. Эта идея связана с обожествлением природы, с попыткой внести в экологическую тематику языческий и даже оккультный элемент».
Член ОПРФ Н. Данилина рассказала, что уже существуют примеры конструктивного взаимодействия монастырей и заповедников, епархий и вузов. Она отметила, что подобные примеры нужно демонстрировать в доказательство того, что Церковь сейчас действительно оказывает определенное влияние на экологическое воспитание и просвещение.
Эксперт ОПРФ А. Казаков продолжил тему практического значения документа и сказал, что «храмы и монастыри могут стать инициаторами природоохранных мероприятий». Однако он отметил, что для многих городских жителей строительство нового храма — всего лишь стройка, которая, как и любая другая стройка, должна сопровождаться экологической экспертизой. Эксперт также затронул тему охраны памятников истории и культуры, которые одновременно являются и природными памятниками, отметив, что такие объекты должны стоять под двойной защитой государства: и как исторические памятники, и как природные.
Закрывая заседание, протоиерей Всеволод Чаплин призвал не бояться негативных откликов на документ, т.к. «есть люди, которые по поводу любого действия Церкви всегда будут высказываться отрицательно» и которых «сможет удовлетворить только полное исчезновение Русской Православной Церкви из жизни общества». При этом, как отметил отец Всеволод, необходимо прислушиваться к той критике, которая направлена на понижение количества неотвеченных вопросов.
Первоначальный проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви» был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Проект направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви, на сайте и в блоге Межсоборного присутствия и на портале Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Сайт Общественной палаты РФ/Патриархия.ru