В рамках паломничества на Святую Гору Афон председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил русский монастырь святого великомученика Пантелеимона.
11 октября 2012 года, в день памяти преподобного Харитона Исповедника и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, владыка возглавил служение Божественной литургии в Свято-Пантелеимоновом храме обители. Председателю ОВЦС сослужили глава Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, духовник Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий и прибывшие с митрополитом Иларионом на Афон иерей Кирилл Татарка, секретарь Венгерской епархии Русской Православной Церкви, и сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов).
В храме молились братия обители и многочисленные паломники, в том числе сопровождающие председателя ОВЦС в поездке на Афон миряне.
После богослужения гости приняли участие в братской трапезе, по окончании которой митрополит Иларион обратился к братии с приветственным словом:
«Афонская обитель святого великомученика Пантелеимона всегда привлекает взоры паломников из России и других стран Святой Руси. И мы не случайно притекаем сюда, потому что на протяжении вот уже тысячи лет здесь процветает монашеская жизнь. Для монашествующих, священников, мирян этот монастырь всегда был и остается образцом монашеской жизни. Мы взираем на вас, иноков Святой Афонской Горы, с надеждой на то, что вы будете хранителями монашеской жизни, продолжателями дела святых отцов и их учения, будете воплощать это учение в жизнь, что вашими молитвами будет процветать монашество на Святой Руси и продолжаться жизнь рода человеческого в этом мире.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали слова апостола Павла, который говорит: "Лучше было бы мне разрешиться и умереть и жить со Христом, но необходимо мне ради вас оставаться в этой жизни" (см. Флп. 1:23-24). И в другом отрывке из апостола Павла мы слышали слова: "Я ношу мертвость Господа Иисуса Христа в теле моем" (см. 2 Кор. 4:10). Эти слова напоминают нам о монашеской жизни и о долге умерщвления нашей плоти и нашей воли. Умерщвление плоти в монастыре происходит естественным образом: питание подобрано таким образом, чтобы плоть истощалась; режим дня в монастыре такой, что основные молитвенные труды инок совершает ночью. Тело человека быстро привыкает к этому, и нет ничего особенного в том, что иноки не только здесь, на Святой Афонской Горе, но и во многих других монастырях несут телесный подвиг постничества, умерщвляя свою плоть.
Самое трудное в монашеской жизни — это умерщвление человеческой воли, потому что, сколько бы человек ни смирялся перед другим человеком, собственная воля все равно остается где-то в глубинах его сердца. Подчас проходят многие годы и десятилетия, прежде чем человек, проживший это время в постничестве и благоговении, по-настоящему почувствует, что воля Божия для него важнее своей, воля начальствующих важнее, чем достижение собственных целей.
Гораздо труднее усмирять человеческую волю, нежели умерщвлять тело с его страстями и похотями. Есть только одно средство по-настоящему почувствовать, что воля человеческая преодолена: все свое бытие, весь живот свой предать Христу Богу, то есть почувствовать, что Его Божественная воля для нас важнее нашей собственной человеческой воли и что мы больше надеемся на Бога, чем на свои силы.
Когда приходит к человеку сознание того, что Господь лучше нас знает, что нам нужно, тогда вместе с тем приходят в сердце человека мир, покой, радость о Духе Святом. Вместе с этим мы обретаем все плоды Святого Духа, о которых говорит апостол Павел. Усмирению своей воли учат нас и святые апостолы, и святые отцы, поэтому для иноков очень важно поучаться в законе Господнем, вслушиваться в слова богослужения, ежедневно читать Священное Писание и творения святых отцов, которые прежде нас прошли путем иночества и достигли на этом пути больших духовных высот. В своих творениях они научают нас, в чем заключается суть иноческого жития. Это святые отцы, чьи творения вошли в "Добротолюбие", отцы аскеты и пустынники, творения которых переведены на русский язык и сегодня для нас, монашествующих, являются путеводителем ко Христу.
Всем вам, дорогие братия, хочу пожелать, чтобы Господь просвещал и умудрял вас на монашеском пути, чтобы ваш путь был восхождением от силы в силу. Идя по этому пути, пути ко спасению, не забывайте о том, что за пределами этой обители, за пределами Святой Горы живут тысячи и миллионы людей, которые нуждаются в вашей молитве. Многие из них еще не познали Христа, многие еще не знают, что значит умереть для этой жизни, чтобы воскреснуть со Христом. Они нуждаются в вашем молитвенном предстательстве и в вашей молитвенной помощи. А когда некоторые из них попадают сюда, на Афонскую Гору, чтобы приобщиться к подвигу, что вы несете, то старайтесь относиться к ним с любовью, с благожелательностью. Не скрывайте свои сокровища, делитесь ими с людьми, которые сюда приходят, чтобы свет, который вы приобретаете через монашеское житие, через участие в богослужениях и Таинствах Церкви, через сопричастность к тысячелетнему укладу монашеской жизни Афонской Горы, передавался этим людям, чтобы они далее передавали этот свет тем, к кому возвращаются в мир.Всем вам, дорогие братия, желаю помощи Божией».
Митрополит Волоколамский Иларион передал обители памятный дар — образ преподобного Исаака Сирина.
В середине дня митрополит Иларион с сопровождающими его лицами отбыл с Афона в Уранополис.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru