Многое станет понятным, если внимательно оценить, во-первых, социально-религиозную ситуацию в регионе, а во-вторых, попытаться проанализировать первые результаты поездки Святейшего Патриарха на Кубань.
Краснодарский край по многим параметрам может служить некой моделью, индикатором общественных настроений в масштабах всего государства. На самом деле, край представляет собой многонациональный и, что не менее важно, многоконфессиональный регион, причем накопивший определенный опыт успешного сосуществования разных этнических и религиозных общин.
Не всегда это сосуществование можно было назвать мирным — конфликты время от времени возникают на Кубани, в том числе и на межнациональной почве (о более или менее серьезных межрелигиозных столкновениях, слава Богу, пока не было слышно). Но тем и ценен пример южнорусского региона, что он содержит опыт преодоления спорных и конфликтных ситуаций с учетом мнений различных общественных и религиозных групп. То есть в накопленном опыте взаимодействия светских и церковных властей края выработан тот единственно возможный алгоритм разрешения конфликтов, который может быть использован практически повсеместно, — взвешенное и объективное рассмотрение существующих проблем с позиций необходимости сохранения культурных и религиозных традиций коренного населения не в ущерб интересам этнических и религиозных меньшинств.
Естественно, такое рассмотрение не может происходить без участия Православной Церкви, которая, по словам губернатора А.Н. Ткачева, «была и остается главной духовной опорой народа». Взаимодействие Православной Церкви и государственных структур (которое недоброжелатели назовут «сращиванием» Церкви с властью или, приноравливаясь к церковной терминологии, «обмирщением» Церкви) на примере Краснодарского края приобрело весьма примечательный оттенок. Может быть, не так уж часто встречающийся в нынешней жизни. А именно — оттенок искренности.
Искренность в отношениях может быть только между единомышленниками. И не секрет, что взаимопонимание между церковными служителями — иерархами, священниками — и светскими руководителями достигается не всегда просто. Причиной тому может быть, с одной стороны, недостаточное желание или умение служителей Церкви донести до малоподготовленного сознания конкретного светского руководителя суть жизнедеятельности Православной Церкви. С другой стороны, большую роль также играет то, что зачастую государственные чиновники не до конца осознают уникальность, феноменальность самого факта существования Церкви; для многих внутренняя, духовная жизнь Церкви остается неизвестной или малопонятной.
Впрочем, одно вытекает из другого, но обе эти причины приводят в конечном счете к результату, который нельзя признать положительным: у государства, ориентированного исключительно на материальные ценности, находится не так много точек соприкосновения с «ино-бытием» Церкви, имеющей своей главной задачей подготовку верующих к Царству Небесному, к вечности.
Тем радостнее убеждаться, что встречаются примеры плодотворного сотрудничества существующего в «мире сем» государственного механизма и «неотмирной» Церкви. Они возникают там и тогда, где и когда происходит своего рода взаимопроникновение духовного и светского начал — обогащающее и дополняющее их. И дающее в итоге примеры некоего приближения к симфонии светской и духовной властей.
Что же касается результатов Патриаршего визита, то самый главный итог — это, по признанию самого Святейшего Патриарха Алексия, совместная молитва многочисленной кубанской паствы, архиереев, священства и Предстоятеля Русской Церкви. Не стоит забывать, что, несмотря на видимые результаты — освящение храма и места под будущий Духовно-культурный центр, вручение наград и посещение церквей епархии, — основным в общении Первоиерарха и паствы остается молитвенное общение. В единении паствы вокруг Первосвятителя заключается непременное условие существования Церкви: по словам священномученика Игнатия Богоносца, «Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви?».
Посещение Святейшим Патриархом Алексием Кубани показало, что единение верующих вокруг Первоиерарха Русской Церкви само по себе способно благотворно повлиять не только на внутрицерковную жизнь — строительство храмов или дело миссии и проповеди, но и придать новый импульс общественным процессам в целом. По крайней мере, доброжелательное и откровенное обсуждение с руководством края вопросов сотрудничества государства и Церкви, имевшее место в ходе Патриаршего визита на Кубань, — это добрый признак того, что власть в лице региональных руководителей постепенно обретает столь необходимые для созидательной государственной деятельности духовно-нравственные и религиозные ориентиры.
Михаил Моисеев,
главный редактор отдела новостей
См. также:
Предстоятель Русской Церкви прибыл в Краснодар
***