28 октября 2012 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском храме Свято-Никольского Черноостровского монастыря г. Малоярославца (Калужская область). По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Климент! Уважаемый Анатолий Дмитриевич, губернатор Калужской земли! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Николая! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, владыка, и матушку Николаю, за Ваши добрые слова, за подарки, которые Вы принесли, и выразить глубочайшее удовлетворение в связи с тем, что Господь привел меня в октябре 2012 года в этот славный город, чтобы вместе с Вами молитвенно вспомнить великий подвиг защитников Отечества.
200 лет назад у стен этого монастыря во многом решалась судьба России и даже Европы. Действительно, битва при Малоярославце, хотя и не была, может быть, такой уж грандиозной по количеству участвовавших в ней войск, но она была решающей, потому что проиграть в этой битве означало проиграть всю кампанию 1812 года, дать врагу вернуться восвояси, набраться сил и осуществить свой дерзновенный план в 13-м году — вновь напасть на Россию. Этого не произошло. Войска наши, заняв оборону за Малоярославцем, были настолько сильны, что враг, которому в конце концов удалось войти и закрепиться в городе, не посчитал возможным на следующий день продолжить битву, понимая, что эту битву он проиграет, погубив армию и не дав людям никакого шанса вернуться на родину.
И потому Наполеон отступает. Хотя в списке его побед значится и Малоярославец, но, так же, как и Бородино, это была не победа — это было поражение, пусть не формальное, но по существу, которое предопределило гибель наполеоновской армии и последующее освобождение всей Руси и Европы от ига возгордившегося императора.
На стенах этого монастыря, на его вратах до сих пор сохраняются язвы от картечи, от патронов, от всего того, что употреблялось тогда для умерщвления противника. Замечательно, что эти следы сохраняются до сего дня. Они помогают нам понять, что означают подвиг и жертва, принесенные нашим воинством здесь, на этой земле. Люди отдавали свою жизнь.
Конечно, многим кажется, что 200 лет — слишком большой исторический промежуток, чтобы сопереживать тому горю и тому страданию людей. На самом деле, это миг в истории человеческой цивилизации. Мы знаем, как быстро течет время. Еще сто лет назад, когда праздновалось 100-летие победы над Наполеоном, были живы участники той войны, а многие из тех, кто скончался совсем недавно, родились тогда, в начале XX века, — это наши родители, наши старшие братья и сестры. Вот так смыкаются поколения, и тот срок, который кажется продолжительным, на самом деле не столь значителен. И не только потому, что он незначителен, сохраняется у нас трепетное воспоминание о подвигах войны 1812 года, но и потому, что война та спасла нашу страну, наш народ, явив великий подвиг русского солдата.
Для того чтобы бросить вызов такой могучей армии, которая сметала все на своем пути, которая покорила всю Европу, нужно было действительно быть сильнее, чем та армия. Не было у нашей армии превосходства в вооружении и в количестве солдат, но было превосходство иное — сила духа, непоколебимая вера в правоту своего дела.
И во время этой первой Отечественной войны, как и во время второй, Великой Отечественной войны, для очень многих эта готовность идти на смерть, защищая Родину, связывалась с их пониманием смысла жизни, с тем, что это богоугодное дело, потому что Господь сказал: «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя» (см. Ин. 15:13). Именно эти слова положены в основу величайшей патриотической традиции, которую всегда пестует, возгревает, сохраняет наша Церковь, потому что через любовь к Отечеству мы воспитываем в себе великое и спасительное чувство любви, источником которого является Бог.
И сегодня в апостольском чтении (Гал. 2:16-20) мы находим замечательные слова апостола Павла к Галатам: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Что означает «сораспялся»? У этого слова может быть много смыслов, но, в первую очередь, поелику крест является символом страдания, то сораспятие Христу на кресте является свидетельством о готовности человека нести свой собственный крест, свои страдания, свои муки.
Великие страдания, которые принял наш народ и в первой, и во второй Отечественной войнах, в особом духовном, возвышенном, вечном смысле явили собой это сораспятие, потому что умирали люди не за свои собственные интересы — они приносили себя в жертву ради других, ради народа своего, ради Отечества.
Но есть и иной смысл в этих словах: «я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Сораспятие означает также принятие на себя Божией правды, готовность жить по Божиему закону. В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 8:5-15) мы находим замечательные слова о семени — о слове Божием, которое падает при дороге и его уносят птицы; падает на каменистую почву и засыхает, ибо не имеет корня; падает в терние, то есть в траву, и погибает, потому что восходит трава и не дает ему прорасти; но падает также и на добрую почву, и приносит великий плод.
Принять на себя Божию правду, сораспяться Христу значит принять семя — слово Божие — в свое сердце, сделав его удобренной почвой. Не так, чтобы диавол мог истребить это слово всевозможными искушениями и соблазнами, опасными, лживыми учениями. Не так, чтобы упавшее семя могло бы засохнуть, не имея корня. И уж совсем не так, чтобы стремление к наслаждению, к богатству, суета мирская могли заглушить этот побег. Сораспяться Христу означает так принять слово Божие, чтобы оно приносило плод, чтобы величайшие Божественные заповеди, которые для одних являются великой мудростью, открывающей людям тайну человеческого бытия, а для других безумием (см. 1 Кор. 1:23), — чтобы эти заповеди вошли в нашу плоть и кровь, преобразили наше сознание, укрепили нашу волю, чтобы мы могли сопротивляться и диаволу, и многим искушениям, и соблазнам, и каменистой почве, которая сегодня часто представлена современной бездуховной культурой и обезбоженной жизнью общества. Сораспяться Христу, приняв Божию правду, означает быть сильным настолько, что, когда потребуется, то и жизнь свою отдать.
Божия правда делает человека сильным, независимым, подлинно свободным — не в том смысле, в каком провозглашал свободу Наполеон, а в подлинном смысле, как говорил о свободе апостол Павел (см. 2 Кор. 3:17). Подлинная свобода есть свобода от греха, есть раскрепощение своей грехом порабощенной природы навстречу Божиему слову и Божией правде.
Все то, что мы сегодня празднуем, имеет глубочайший духовный смысл. Из победы, которая имела место 200 лет назад здесь, в Малоярославце, или на Бородинском поле, невозможно сделать лишь внешние выводы — о превосходстве одного полководца над другим, о правильности ведения боевых действий или о каких-то иных обстоятельствах, которыми светские историки часто пытаются объяснить ту или иную победу или то или иное поражение. Для нас, людей веры, то, что произошло здесь, является выражением величайшего духовного подвига нашего народа, воспитанного в Православии, воспитанного в той Божией правде, ради которой готов был сораспяться Христу апостол Павел. И как важно, чтобы сегодня мы, живущие в XXI веке, отделенные от тех событий двумястами годами, были способны тогда, когда нужно, повторить этот подвиг, а для этого быть верными Христу, сораспинаться Ему, живя по Божией правде, доколе не отобразится в нас Христос. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси