Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях». Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы по диалогу между Русской Православной Церковью и Управлением по делам религий Турецкой Республики

Версия для печати
16 декабря 2012 г. 15:28

15 декабря 2012 года в Анкаре прошло первое заседание совместной рабочей группы Русской Православной Церкви и Управления по делам религии Турецкой Республики, учрежденной в соответствии с договоренностью, достигнутой на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой данного управления Мехметом Гёрмезом в Москве 30 ноября 2011 года. В ходе собрания сопредседатель рабочей группы митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, представил доклад на тему «Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях».

Уважаемый профессор Пачаджи! Уважаемые участники собеседований!

Сегодня открываются первые собеседования по диалогу между Русской Православной Церковью и Управлением по делам религий Турецкой Республики. Хотел бы передать всем участникам встречи приветствия и пожелания успешной работы от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Одним из важных вопросов современной международной повестки дня является обсуждение роли религии в общественных процессах. Всё большее число людей признают особое значение религиозных общин в разрешении военных конфликтов и противостояний, в налаживании мирных и добрососедских отношений между людьми, поиске ответов на актуальные вопросы развития человечества. Оказываются несостоятельными попытки решить глобальные экономические проблемы, достичь социальной справедливости, справиться с вызовами окружающей природной среде без обращения к нравственному закону человеческого бытия, хранителем и выразителем которого является религия. Человеческое общежитие превращается в кошмар, если люди теряют представление о правде, милосердии и любви. К сожалению, это не всегда очевидно в наши дни, когда мир проникнут духом морального релятивизма.

В условиях глобального нравственного кризиса верующие люди призваны являть пример праведной жизни в Боге во всех сферах — на международном, национальном, семейном и личностном уровнях. Духовные лидеры должны призывать политические и общественные силы к гуманному отношению к тем народам и группам, которые оказываются в бедственном положении.

В то же время становится все более очевидным, что в современном мире на первый план выходит противостояние религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Секулярная мысль, завоевав умы многих наших современников, покушается на место единственного регулятора общественной жизни людей. Она подчиняет себе колеблющихся и воинствует против несогласных. Агрессивность секулярной идеологии проявляется в том, что она не терпит оппонентов, претендуя на универсальный характер. Религия вытесняется на задворки публичной жизни, ей отводится место только в личной жизни человека. В этой ситуации, несмотря на доктринальные различия, религиозные общины стремятся к консолидации сил для противостояния разрушительному секуляризму. Нам есть, что ему противопоставить — в первую очередь, пример добрых отношений между носителями разных религиозных учений. В Евангелии Бог заповедует нам любить своих ближних так, как мы любим самих себя. Честный и открытый диалог является для нас естественным инструментом братского общения. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).

В истории нашей страны христиане, мусульмане, иудеи, буддисты не раз объединяли силы в совместном противостоянии общей беде. Люди разных вер служили одной цели — укреплению и процветанию своего Отечества. В России достигнут высокий уровень взаимодействия между традиционными вероисповеданиями. В частности, работа Межрелигиозного совета России вносит заметный вклад в достижение конструктивного решения наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным российским обществом.

Наша Церковь уделяет особое внимание налаживанию диалога с крупными исламскими общинами в мире. В 2006 году в Москве под эгидой Межрелигиозного совета России и Русской Православной Церкви состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, в числе которых были многие авторитетные муфтии. Московский Патриархат более десяти лет поддерживает регулярный диалог с исламской общиной Ирана, который обогатил нас информацией о позициях друг друга по ряду важных вопросов.

Огромный вклад в дело продвижения межрелигиозного диалога вносит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он не только является духовным лидером для православных верующих России и других стран, входящих в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата, но и играет важную объединяющую роль на «постсоветском пространстве», пользуясь заслуженным уважением со стороны всех традиционных конфессий.

Отрадно отметить, что межрелигиозному диалогу в Турецкой Республике придается большое значение. За последнее время активизировались контакты религиозных лидеров наших стран. Прежний руководитель управления по делам религии Турции Али Бардакоглу не раз посещал Москву и встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Его Святейшество посетил Управление по делам религий Турции в ходе своего визита в Анкару в 2009 году.

Большое значение для развития сотрудничества Русской Церкви и религиозных общин Турции имел визит в Москву нынешнего главы Управления доктора Мехмета Гермеза, который состоялся год назад. Высокие церковные представители приняли участие в «Саммите лидеров перемен», который прошел в Турции 14-15 марта 2011 года. Помимо двусторонних контактов, между нами развивается взаимодействие и в многостороннем формате, как, например, на площадке Европейского совета религиозных лидеров. В 2010 году заседание Совета проходило в Турции.

Согласно имеющейся статистике, 2 % населения Турецкой Республики принадлежат к религиозным меньшинствам, в основном это христиане и иудеи. Мы знаем, что правительство Турции уделяет значительное внимание поддержанию межрелигиозного мира и терпимости в стране. Для этих целей проводятся научные конференции, встречи и диалоги. В качестве примера хотел бы назвать прошедший в столице Турции 28-29 сентября текущего года симпозиум «Быть "чужаком" и вступать в диалог с ним», в котором участвовали христиане, мусульмане и иудеи.

Очень важно, чтобы никто в Турции не чувствовал себя «чужаком». Мы отмечаем усилия турецкого руководства и Управления Турецкой Республики по делам религий по налаживанию диалога с религиозными меньшинствами, в частности, с Православной Церковью. И решение турецкого правительства примет решение о возобновлении работы православной богословской школы на острове Халки будет еще одним важным свидетельством уважения к религиозным меньшинствам, имеющим многовековые корни в Турции.

С началом деятельности рабочей группы взаимодействие Русской Православной Церкви и Управления по делам религий Турции выходит на новый уровень. Идея создания площадки для подобного диалога существовала давно. В 2010 году она начала свое воплощение в рамках созданного по инициативе президентов наших стран российско-турецкого форума. 18 февраля 2011 года в Стамбуле прошло организационное заседание российско-турецкого гражданского форума, в рамках которого планировалось создание рабочей группы по межрелигиозному диалогу. Состоялись встречи господина Пачаджи с церковными представителями, на которых были обсуждены перспективы дальнейшего сотрудничества. Участие Церкви в форумах подобного рода успешно осуществляется в рамках российско-германского, российско-итальянского и российско-корейского диалогов. Однако я считаю правильным принятое на встрече доктора М. Гермеза и Святейшего Патриарха Кирилла решение о том, что наша рабочая группа будет действовать независимо от российско-турецкого гражданского форума. Нам, людям веры, легче понять друг друга. Создание механизма регулярных встреч позволит нам обсудить многие волнующие верующих людей проблемы, которые ставит перед нами современность. Я бы хотел перечислить те вопросы, которые могли бы стать предметом этой и будущих встреч.

Одной из целей нашего диалога я вижу обсуждение путей совместного противостояния экстремизму на религиозной почве, который представляет общую угрозу для наших стран и народов, в целом для мирового сообщества.

Совсем недавно руководитель делегации Управления по делам религий профессор Пачаджи посетил Россию, где участвовал в VIII Мусульманском форуме. В частности, он говорил об опыте профилактики экстремизма среди мусульманского населения Турции. Этот опыт, безусловно, может быть полезен и для нашей страны. В ноябре прошлого года я посетил в Казани Российский исламский университет и беседовал с его ректором Рафиком Мухаммедшиным, который поделился со мной своей озабоченностью попытками распространить экстремистские воззрения среди студентов его вуза. Здесь же я встречался с муфтием Татарстана Илдусом-хазратом Файзовым. Одной из тем нашей беседы стала проблематика противостояния экстремизму на религиозной почве.

Последователи радикальных учений представляют угрозу не только для России, но и для Турции. Хотел бы особо подчеркнуть, что радикализм под исламскими лозунгами никоим образом не следует отождествлять с исламом, проповедующим уважение к представителям иных религиозных традиций. Надеюсь, что наша рабочая группа поможет выработать конкретные шаги в сфере противодействия религиозному экстремизму.

С темой экстремизма, прикрывающегося религиозными лозунгами, тесно связана проблема дискриминации религиозных меньшинств в различных регионах мира. Для нас постоянной болью являются случаи преследований христиан, начиная с ущемления их гражданских прав, и заканчивая физическим насилием и убийствами. Согласно опубликованным данным, сегодня в мире дискриминации и гонениям подвергаются не менее 100 миллионов христиан. Информация о притеснениях христиан поступает из Ирака, Сирии, Египта, Судана, Афганистана и других стран. Наших братьев и сестер убивают, изгоняют из домов, разлучают с родными и близкими, лишают права исповедовать свои религиозные убеждения и воспитывать детей согласно своей вере. К сожалению, проявления дискриминации в отношении христианского меньшинства невозможно более трактовать как отдельные инциденты: они приобретают характер устойчивой тенденции в некоторых регионах мира. Наряду с христианами, жертвами преследований становятся представители и других религиозных меньшинств.

Нельзя не отметить все возрастающее число случаев убийств и насилия в отношении мусульманских религиозных деятелей. К сожалению, это происходит и в России. Полагаю, что обсуждение темы преследований и дискриминации по религиозному признаку позволит нам определить совместные шаги по отстаиванию права человека жить согласно своим религиозным убеждениям.

Тема религиозного образования в наших странах также могла бы стать предметом специального обсуждения. Духовное просвещение и образование позволяет людям отказаться от стереотипов в отношении последователей других религий, помогает лучше понимать друг друга. В связи с этим мы могли бы изучить опыт преподавания религии и основ религиозной культуры в школах и вузах, профессиональной подготовки будущих священнослужителей. Важной формой сотрудничества я вижу гостевые лекции профессоров и преподавателей духовных учебных заведений Турции и России. Об этом говорил доктор Мехмет Гёрмез на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом 30 ноября прошлого года, предложив ученым из России защищать диссертации в богословских вузах Турции. Будучи ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, я, в свою очередь, готов пригласить ученых из Турции прочитать у нас лекции, выступить в качестве экспертов на защите диссертаций.

На будущих встречах рабочей группы могут быть рассмотрены темы, связанные с местом и ролью в обществе семейных ценностей, осмыслением современных биомедицинских технологий и их соотношения с религиозным учением о человеке.

Благодаря поддержке турецкой стороны в последние несколько лет активно развиваются паломничество и паломнический туризм из стран канонической территории Московского Патриархата в Турцию. Турецкая сторона с пониманием относится к тому, что ключевым моментом для привлечения православных паломников является предоставляемая им возможность совершения богослужений в местах религиозного поклонения. За последние годы уже стали традиционными поездки паломников к святыням юго-западного побережья Турции, в Каппадокию и Стамбул. Успешным можно считать проект ежегодного паломничества в Трабзон.

Завершая свое выступление, хотел бы сказать, что у религиозных общин, к которым принадлежит большинство населения России и Турции, имеется огромный потенциал для соработничества в деле отстаивания религиозных ценностей и традиционной морали. Полагаю, что результаты нашего сегодняшнего обсуждения будут востребованы властями и общественностью России и Турции, станут вкладом в укрепление отношений между нашими народами.

Благодарю за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших и пострадавшим в результате ракетного обстрела г. Рыльска [Патриарх : Послания]

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами совершил чин погребения генерал-лейтенанта Игоря Кириллова

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

МИД России выразил надежду, что Сирия и впредь останется родиной для всех своих граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности

В Нигерии за неделю исламисты-скотоводы убили и ранили нескольких христиан и пленили пастора

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам российской премьеры фильма «Люди Христовы. Наше время» [Приветствия и обращения]

В Уганде исламисты убили проповедника, обратившего в христианство 18 мусульман

В рамках Рождественских чтений пройдет секция Синодальной богослужебной комиссии

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре завершились курсы повышения квалификации по эффективному менеджменту молодежного служения

В издательстве ОЦАД вышло новое учебное пособие «История Русской Православной Церкви. Синодальный период»

В Общецерковной аспирантуре открылись курсы повышения квалификации по эффективному менеджменту молодежного служения

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Иерархи Русской Церкви приняли участие в прошедшем в Малайзии круглом столе на тему межцивилизационного диалога

Представители Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» в Куала-Лумпуре

Завершился визит председателя ОВЦС в Бахрейн

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Глава Синодального отдела по тюремному служению принял участие во Всероссийском семинаре по противодействию распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви