Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Димитрий Сидор: «Мы останемся в каноническом Православии вне зависимости от политических процессов на Украине»

Протоиерей Димитрий Сидор: 'Мы останемся в каноническом Православии вне зависимости от политических процессов на Украине'
Версия для печати
16 июля 2007 г. 14:28

О современном возрождении религиозно-национального самосознания русинов — коренных жителей Закарпатья, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора в Ужгороде, председатель Сойма (народного парламента) подкарпатских русинов протоиерей Димитрий Сидор.

— Отец Димитрий! Вы известны не только как религиозный деятель, но и как один из лидеров русинского национального движения, автор грамматики современного русинского языка. Каково сейчас место русинов в жизни Украины и Центральной Европы?

— Судьба миллионного русинского народа сложилась так, что, создав свою государственность, республику Подкарпатская Русь (она существовала с 1918 по 1946 годы), мы не сумели защитить ее, а потому оказались разделенными границами центральноевропейских государств.

Так сложилось, что наиболее последовательными защитниками духовно-национальных интересов русинского народа выступало духовенство. Например, «будитель русинов» священник Александр Духнович в XIX веке был депутатом австрийского парламента, а священник Августин Волошин стал вторым премьер-министром Подкарпатской Руси, а позже — и президентом Карпатской Украины (конфедеративной части Чехословакии).

Лично я имел благословение Церкви быть депутатом Закарпатского регионального парламента, где отстаивал интересы как русинов, так и православного христианства в целом. К счастью, Закарпатский региональный парламент 7 марта 2007 года принял решение о возрождении национальности «русины», запрещенной в 1946 году.

К сожалению, Киев упорно не желает уважать права русинов (так же, как, например, в России не уважаются права кряшен), хотя в августе 2006 года ООН настоятельно рекомендовала Украине признать национальность «русины» в связи с их явными отличиями от украинцев. Вообще же русины считают себя древнерусским народом, который отчетливо помнит себя в течение 1100 лет, оставаясь и сегодня активным участником геополитических процессов.

— Каковы особенности современной религиозной жизни Закарпатья?

— Сейчас примерно 70% жителей Закарпатья считают себя православными, 20% — греко-католиками, есть также заметные общины католиков западного обряда и протестантов-реформатов. При этом более 98% православных общин входят в Мукачевскую и Хустскую епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, так что никакого раскола в православной среде у нас нет. Всего в области насчитывается свыше 600 православных приходов и несколько десятков монастырей, поэтому нашу землю называют «Карпатским Афоном».

— В Русской Православной Церкви очень много священнослужителей — выходцев из русинских земель Карпатской Руси. С чем это связано?

— Русины вообще отличаются высокой религиозностью. Русинский язык очень близок к церковнославянскому, что в принципе снимает проблему богослужебного языка, которая порой возникает в России и особенно на Украине.

Свою роль сыграла и особая тяга к вере у русинской молодежи, которая даже в период разгула государственного атеизма охотно шла в духовные школы Русской Православной Церкви. И сейчас нам особенно радостно, что одним из главных инициаторов объединения Русской Православной и Русской Православной Зарубежной Церкви выступил митрополит Лавр — этнический русин. Кстати, русины сейчас составляют большинство верующих в Польской, Чешских земель и Словакии и Американской Православных Церквях.

— Какими Вы видите перспективы православного христианства на Украине?

— В 1947 году Карпаторусская Автономная Православная Церковь Сербского Патриархата вошла в состав Русской Православной Церкви. Сегодня раскол в украинском Православии нас не затронул, поскольку русины слишком высоко ценят пребывание в каноническом Православии. В нем мы и останемся вне зависимости от политических процессов на Украине. Кстати, русины считают раскольников-филаретовцев обычными сектантами, путь которых в Церковь лежит только через покаяние.

— В непосредственной близости от Вас, на равнинах Ровна и Стой, запланировано размещение объектов американской системы ПРО. Ведутся разговоры о создании в Ужгороде главного информационного центра НАТО для Украины. Каково отношение к этому русинов?

— Мне сразу вспомнились восьмидесятые годы прошлого века, когда я выступал против строительства мощного радара возле Мукачево. Мог ли я тогда думать, что вместо советских военных объектов на русинских землях могут появиться американские базы! Большинством русинских организаций принято решение требовать провозглашения Закарпатья демилитаризованной зоной, в которой допустимо размещение только... санаториев и домов отдыха!

Материалы по теме

Завершился визит председателя ОВЦС в Бахрейн

Митрополит Минский Вениамин принял участие в торжественном мероприятии по случаю 25-й годовщины подписания договора о создании Союзного государства России и Белоруссии

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

Глава Санкт-Петербургской митрополии встретился с представителями православной общественности

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви