Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Димитрий Сидор: «Мы останемся в каноническом Православии вне зависимости от политических процессов на Украине»

Протоиерей Димитрий Сидор: 'Мы останемся в каноническом Православии вне зависимости от политических процессов на Украине'
Версия для печати
16 июля 2007 г. 14:28

О современном возрождении религиозно-национального самосознания русинов — коренных жителей Закарпатья, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора в Ужгороде, председатель Сойма (народного парламента) подкарпатских русинов протоиерей Димитрий Сидор.

— Отец Димитрий! Вы известны не только как религиозный деятель, но и как один из лидеров русинского национального движения, автор грамматики современного русинского языка. Каково сейчас место русинов в жизни Украины и Центральной Европы?

— Судьба миллионного русинского народа сложилась так, что, создав свою государственность, республику Подкарпатская Русь (она существовала с 1918 по 1946 годы), мы не сумели защитить ее, а потому оказались разделенными границами центральноевропейских государств.

Так сложилось, что наиболее последовательными защитниками духовно-национальных интересов русинского народа выступало духовенство. Например, «будитель русинов» священник Александр Духнович в XIX веке был депутатом австрийского парламента, а священник Августин Волошин стал вторым премьер-министром Подкарпатской Руси, а позже — и президентом Карпатской Украины (конфедеративной части Чехословакии).

Лично я имел благословение Церкви быть депутатом Закарпатского регионального парламента, где отстаивал интересы как русинов, так и православного христианства в целом. К счастью, Закарпатский региональный парламент 7 марта 2007 года принял решение о возрождении национальности «русины», запрещенной в 1946 году.

К сожалению, Киев упорно не желает уважать права русинов (так же, как, например, в России не уважаются права кряшен), хотя в августе 2006 года ООН настоятельно рекомендовала Украине признать национальность «русины» в связи с их явными отличиями от украинцев. Вообще же русины считают себя древнерусским народом, который отчетливо помнит себя в течение 1100 лет, оставаясь и сегодня активным участником геополитических процессов.

— Каковы особенности современной религиозной жизни Закарпатья?

— Сейчас примерно 70% жителей Закарпатья считают себя православными, 20% — греко-католиками, есть также заметные общины католиков западного обряда и протестантов-реформатов. При этом более 98% православных общин входят в Мукачевскую и Хустскую епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, так что никакого раскола в православной среде у нас нет. Всего в области насчитывается свыше 600 православных приходов и несколько десятков монастырей, поэтому нашу землю называют «Карпатским Афоном».

— В Русской Православной Церкви очень много священнослужителей — выходцев из русинских земель Карпатской Руси. С чем это связано?

— Русины вообще отличаются высокой религиозностью. Русинский язык очень близок к церковнославянскому, что в принципе снимает проблему богослужебного языка, которая порой возникает в России и особенно на Украине.

Свою роль сыграла и особая тяга к вере у русинской молодежи, которая даже в период разгула государственного атеизма охотно шла в духовные школы Русской Православной Церкви. И сейчас нам особенно радостно, что одним из главных инициаторов объединения Русской Православной и Русской Православной Зарубежной Церкви выступил митрополит Лавр — этнический русин. Кстати, русины сейчас составляют большинство верующих в Польской, Чешских земель и Словакии и Американской Православных Церквях.

— Какими Вы видите перспективы православного христианства на Украине?

— В 1947 году Карпаторусская Автономная Православная Церковь Сербского Патриархата вошла в состав Русской Православной Церкви. Сегодня раскол в украинском Православии нас не затронул, поскольку русины слишком высоко ценят пребывание в каноническом Православии. В нем мы и останемся вне зависимости от политических процессов на Украине. Кстати, русины считают раскольников-филаретовцев обычными сектантами, путь которых в Церковь лежит только через покаяние.

— В непосредственной близости от Вас, на равнинах Ровна и Стой, запланировано размещение объектов американской системы ПРО. Ведутся разговоры о создании в Ужгороде главного информационного центра НАТО для Украины. Каково отношение к этому русинов?

— Мне сразу вспомнились восьмидесятые годы прошлого века, когда я выступал против строительства мощного радара возле Мукачево. Мог ли я тогда думать, что вместо советских военных объектов на русинских землях могут появиться американские базы! Большинством русинских организаций принято решение требовать провозглашения Закарпатья демилитаризованной зоной, в которой допустимо размещение только... санаториев и домов отдыха!

Материалы по теме

А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с США

Завершился визит председателя ОВЦС в Бахрейн

Митрополит Минский Вениамин принял участие в торжественном мероприятии по случаю 25-й годовщины подписания договора о создании Союзного государства России и Белоруссии

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

В Русском доме в Бейруте показали фильм о гонениях на Украинскую Православную Церковь «Люди Христовы. Наше время»

В Вашингтоне показали фильм о гонениях властей Украины на Украинскую Православную Церковь «Люди Христовы. Наше время»

Патриаршая гуманитарная миссия передала в зону конфликта более 3,9 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 января — 12 февраля 2025 года) [Статья]

Архиепископ Севастийский Феодосий: Мы требуем прекращения гонений против Украинской Православной Церкви

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова: Политика невозможна без нравственности

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»