Призывы некоторых ученых ограничить вмешательство Русской Православной Церкви в общественную жизнь и обвинить ее в подмене «знаний, накопленных наукой, верой», свидетельствуют об их нежелании по-настоящему ознакомиться с церковной точкой зрения на проблемы науки и общества, считает руководитель службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко.
«Церковь, по крайней мере в России, никогда не становилась в ряды противников науки. Напротив, в разливанном море суеверий и языческих басен Церковь и наука объективно являются союзниками», — заявил священник «Интерфаксу».
Он напомнил, что мнение Русской Православной Церкви по вопросу ее взаимооотношений с миром науки отчетливо сформулировано в «Основах социальной концепции», и подчеркнул, что за годы, прошедшие с момента их принятия, «с этим мнением мог ознакомиться даже самый ленивый человек».
Отец Михаил также привел слова Михаила Ломоносова, подчеркнув «бесспорность» его заслуг перед наукой: «Наука и религия в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет».
«Примечательно, что великий русский ученый отмечает здесь мотив: люди, которые пытаются поссорить религию и науку, вдохновляются на это своими собственными страстями и пороками, и в первую очередь, тщеславием», — заметил священник.
Поэтому, по его мнению, очевидно, что «вовсе не судьба науки беспокоит режиссеров таких заявлений», как недавнее письмо группы академиков РАН руководству страны с обвинениями Церкви в «попытках подвергнуть сомнению научные знания», в частности, вводя теологию в перечень научных специальностей, а также в активном участии в общественной жизни страны.
«Удивляет глухота и слепота таких людей. Представители Церкви не один, не два и даже не десять раз разъясняли всем вопрошающим, в том числе посредством СМИ, что Церковь не стремится стать частью государственной машины, потому что такой ее статус не принесет добра никому — ни Церкви, ни государству», — заявил отец Михаил.
Однако, по его словам, «усиленные протесты, раздавшиеся на фоне летнего информационного затишья», подталкивают к неутешительным выводам: по мысли одного древнего апологета христианства, гонения на Церковь есть дело врага рода человеческого, то есть дьявола».
«И люди, усиленно пытающиеся выжить Церковь из жизни общества, просто творят его (дьявола) волю, и эта глухота и слепота есть лишь прикрытие его настойчивого стремления втолкнуть нашу страну и ее народ в жуткую атмосферу безбожных пятилеток», — отметил отец Михаил.
Он напомнил, что попытки вытеснить Церковь в сферу частной и личной жизни человека «никогда не становились последним словом в борьбе секуляризма с Церковью, и «комиссары в пыльных шлемах» продолжали свою деятельность, стремясь контролировать и эту сферу тоже».
«Что может быть более «частным и личным», чем семейная жизнь и воспитание детей? Но люди старшего поколения могут много рассказать о том, как нелегко было оставаться верующим отцом или матерью в советское время», — сказал священник.
Современность, по его словам, «тоже не отличается вегетерианским нравами, хотя на смену кровавому большевистскому идолу «нового человека» приходит другой идол, на первый взгляд приличный, — идол политкорректности и безбожного гуманизма».
«Сегодня в странах, называющих себя свободными, происходят судебные расправы над пасторами, осмелившимися публично назвать содомию грехом, а оруэлловский термин «мыслепреступление» уже находит практическое применение. Такого ли будущего хотят для своей страны те, кто сегодня стремится любой ценой заставить Церковь вновь замолчать?» — подытожил представитель Московского Патриархата.