Портал Патриархия.ru публикует интервью руководителя Пресс-службы Московской Патриархии священника Владимира Вигилянского журналу Connect!
— Существует мнение, что Православная Церковь достаточно консервативна и весьма настороженно относится ко всякого рода инновациям. Тем не менее, сегодня практически невозможно оставаться в стороне от использования инфокоммуникационных технологий, как в быту, так и в служебной деятельности. Расскажите об опыте применения информационных и телекоммуникационных технологий в Московской Патриархии.
— Одна из главных задач Церкви — свидетельство о правде Божьей. Свидетельство о Христе, о том, что нам оставил и заповедовал Господь. Формы этого свидетельства могут быть любыми — частной жизнью и нравственными поступками каждого христианина, проповедью. Для передачи свидетельства можно и нужно использовать любые коммуникационные системы. Прежде, до развития технологий и технических средств передачи информации, все замыкалось на личном опыте того или иного христианина. С тех пор, как появились способы тиражирования этого свидетельства о Христе, сначала печатные, а позже аудиозаписи, стало проще доносить свидетельство до людей. К примеру, до революции выпускалось огромное количество пластинок. Тогда еще не было ни радио, ни телевидения, но люди, которые не могли прийти в церковь, могли послушать службу по патефону. Тогда это был очень прогрессивный способ! Еще до революции Церковь использовала для своей миссии все виды передачи информации и коммуникативные возможности.
Сейчас на Западе развито религиозное радио. К сожалению, из-за длительного искоренения Церкви советской властью этот вид передачи информации практически не используется Русской Православной Церковью. Лицензия стоит крайне дорого. У нас есть радио «Радонеж», которое вещает на средних волнах. Оно живет исключительно на средства слушателей. У него есть устоявшаяся аудитория, примерно 250 тысяч человек, плюс к этому несколько сот тысяч, которые его слушают время от времени. Однако поскольку там нет рекламы, то нет возможности как-то окупать эфир. Конечно, с развитием цифрового вещания затраты на передачу информации резко уменьшаются, поэтому в будущем можно ожидать появления православных теле- и радиоканалов.
— С какой целью организуются телефонные услуги для православных? Какие задачи может решить Русская Православная Церковь с помощью таких сервисов?
— Дело в том, что у нас на протяжении советского периода было запрещено распространение какой-либо информации, связанной с Церковью. Я хорошо помню времена, когда люди узнавали о Боге и Церкви из атеистической литературы. К примеру, в карманном словаре атеиста содержались сведения о том, что такое литургия и всенощное бдение, какая иерархия у священнослужителей, в каких странах есть Поместные Церкви, а в каких нет.
Сейчас православная литература расходится миллионными тиражами. Наблюдается огромный интерес людей к книгам вопросов и ответов. Кроме того, на существующих религиозных сайтах очень популярны разделы с вопросами к священникам. Такая форма общения людей с Церковью очень важна. В основном люди задают не какие-то абстрактные вопросы, а связанные с судьбой и жизнью человека. Человек хочет жить по-божески, но не знает, как поступить в конкретной ситуации. Данный сервис оказался востребованным. Поэтому любые способы прямого общения людей с Церковью важны, их надо развивать.
Чем замечательно радио «Радонеж»? Тем, что там прямой эфир. Священник в течение часа отвечает на звонки радиослушателей. То же самое с телеканалом «Спас», когда во время передачи сидящему в студии священнику телезрители могут позвонить и напрямую задать вопрос. Если говорить о телефонной службе, то это самый интимный вид общения. Вообще нужно использовать все виды коммуникаций — газеты, журналы, радио, телевидение, телефон — чтобы каждый человек мог выбрать именно ту форму общения, к которой привык, которая для него более комфортна.
Я как специалист в области филологии могу сказать, что все технические виды коммуникаций имеют свой язык, свою атмосферу, свой ритм, свое время и место, свои психологические мотивации. К примеру, язык радио и телефонный язык — это совершенно разные вещи, хотя, казалось бы, в обоих случаях участвует одно и то же аудиовосприятие. Огромное отличие есть между грампластинкой и радио. Одно дело — включить запись в удобное время, прервать и возобновить воспроизведение, когда это необходимо, и другое — радиоэфир, когда время и тема определяются режиссером.
Службы «Узнай у священника» и «В помощь православным» необходимы людям. Они должны были существовать давным-давно в дополнение к телевизионным и радиопрограммам, интернет-ресурсам.
— Могут ли с приходом в жизнь новых коммуникативных технологий модифицироваться некоторые правила общения священника с паствой? Способны ли инфокоммуникационные технологии повлиять на уклад Церкви?
— Пока заметных изменений нет. Однако они непременно будут. Естественно, для духовной беседы телефон незаменим.
— Как, по-вашему, кто станет основными пользователями телефонных сервисов для православных? Среди каких слоев населения они будут наиболее востребованы?
— Сходу говорить о градации нельзя. Для этого нужно проводить специальные исследования.
— Расскажите подробнее о внутренней организации телефонных сервисов для православных. Какие основные проблемы возникают при этом?
В наше время, когда все поставлено в жесткие рамки, когда не только за мобильную связь, но и за домашний телефон нужно платить, денежный вопрос голосовых сервисов встал особенно остро. А ведь часто за помощью к священнику обращаются люди пожилые, которые в нашей стране являются крайне бедными. Кроме того, с точки зрения священника брать деньги с человека, который обратился к нему за помощью, неэтично. С другой стороны, у многих священников не хватает времени выполнять свои непосредственные обязанности. Единственное, чем их можно привлечь к работе, — оплатой их труда. Ведь у большинства из них многодетные семьи, и образ их жизни весьма скромный. Другое дело, если работа эта будет вменяться им в обязанность правящим архиереем.
Должны существовать разные формы телефонных сервисов. Первый вариант — записать контент, основываясь на существующей литературе и сборниках самых популярных вопросов и ответов священников. Конечно, при этом уходит момент чего-то личного. Поэтому помимо шаблонов должна быть возможность получения оперативного ответа на индивидуальный вопрос.
В настоящее время первый вариант нашел реализацию в службе «Узнай у священника». Сервис «В помощь православным» предполагает живое общение человека с духовным лицом. Однако на то, чтобы операторами работали священнослужители, необходимо благословение Патриарха Московского и всея Руси. Возможно, если эта служба окажется востребованной, но людям будет не хватать живого общения со священником, Патриарх сочтет необходимым назначить дежурных священников для работы в call-центре.
Однако Церковь смущает большая цена такого сервиса, что исключает возможность людей бедных воспользоваться услугой. Те же, у кого есть нужные средства, могут найти ответ на вопрос в других источниках — в книгах или Интернете. Поэтому следует либо удешевлять телефонные сервисы, либо искать другие возможности обслуживания малообеспеченной категории населения. Надо обеспечить людям возможность выбора. Нам нужно искать возможности расширения благотворительной оплаты услуги. Организовать службу таким образом, чтобы обеспеченные пользователи могли частично оплачивать бедных, за счет чего можно будет значительно расширить аудиторию.
— По каким критериям вы выбираете провайдеров телефонных услуг для православных? Почему в случае с сервисом «В помощь православным» была выбрана компания «Аудиотеле»?
— Инициатива организации сервиса полностью принадлежала компании «Аудиотеле». Однако при запуске услуги, после ее тестирования, мы нашли с провайдером общий язык и выяснили, что его интересы совпадают с интересами Русской Православной Церкви. Так началось наше сотрудничество.