Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Алексий: «С Армянской Апостольской Церковью у нас сложились весьма добрые взаимосвязи»

Святейший Патриарх Алексий: 'С Армянской Апостольской Церковью у нас сложились весьма добрые взаимосвязи'
Версия для печати
7 июля 2005 г. 20:06

Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журнала «Армянская Церковь» («Армянская Церковь» N 1, 2005 год)

— Какова, на взгляд Вашего Святейшества, основная миссия христиан в XXI веке и какую роль может сыграть межрелигиозный диалог в глобальном миротворческом процессе?

— Для большинства христиан прошедший XX век стал веком тяжелейшего испытания твердости веры. Многие из них претерпели такие гонения за свою веру, которые во много раз превосходили преследования христиан в первые века после Рождества Христова. В тех странах, где гонения были не столь очевидны, тем не менее, происходили процессы, связанные с дальнейшим отходом людей от веры в Бога. Атеистическое мировоззрение во всем многообразии своих идеологических форм и направлений все больше и больше утверждало себя в качестве если не единственной, то главенствующей идеологии. В этих условиях исповедание христианства стало подвигом.

Впрочем, новые исторические условия бытия Церкви не изменили основной ее цели — спасения людей для Жизни Вечной. Не изменилось и главное средство  достижения этой цели: постоянно свидетельствовать об Истине Христовой. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8). Каждый христианин, исполняя главную заповедь любви к Богу и ближним, призван следовать тому, к чему Господь призывал в Нагорной проповеди. Одно из направлений миссии христианина — быть миротворцем: «Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5. 9). Особенно это актуально сегодня, когда мировое сообщество разделено по самым разным признакам — партийным, религиозным, экономическим, социальным, идеологическим. Роль Церкви в этих условиях незаменима. Это признают даже те, кто к религии относятся весьма сдержанно.

Совместно с Армянской Апостольской Церковью мы неоднократно участвовали в межрелигиозном миротворческом диалоге. Так, по нашей инициативе многократно происходили трех- и четырехсторонние встречи, посвященные проблемам урегулирования конфликтов на Кавказе. В их подготовке и проведении активно участвовали Католикосы всех армян Вазген I, Гарегин I, Гарегин П. Мы вместе вырабатывали принципы мирного и справедливого урегулирования конфликтов. В противовес всякого рода радикалам и экстремистам, призывающим к новым силовым переделам земли и власти, мы объявили, что считаем принципиально важным разрешение существующих проблем исключительно мирными и законными средствами. Представители власти и общества в наших странах надеются, что миротворческие усилия лидеров традиционных религий помогут уврачевать раны в душах людей и этим подготовят почву для всеобъемлющего урегулирования имеющихся противоречий.

— Что Вы считаете приоритетом в деятельности Русской Православной Церкви на данном этапе исторического развития России?

— Последний по времени Архиерейский собор, прошедший в Москве 3—8 октября 2004 года, четко определил эти задачи. Во внешней жизни нашей Церкви — это укрепление межправославных связей. Особенно это касается преодоления церковного разделения, которое явилось следствием революции и Гражданской войны в России. Но не менее важным для нас является дело внутренней миссии. Десятилетия главенства атеистической идеологии в стране отложили неизгладимый отпечаток на нравственное здоровье нации. И как следствие этого — распад института семьи. Сейчас происходит трагическая депопуляция нашего народа, смертность в центральных регионах России превышает рождаемость в несколько раз. Задача российских христиан — так повлиять на общество, чтобы оно внутренне преобразилось. Никаким экономическим реформам это не по плечу. Только возврат людей к Богу, дела любви и милосердия, терпимость и благочестие смогут вывести нацию из кризиса.

В связи с этим мы решили особо уделить внимание работе с молодежью. Сейчас у нас разрабатывается множество программ по взаимодействию Церкви с молодыми людьми. Причем мы имеем в виду не только тех, кто находятся в церковной ограде, но тех, кто пока далеки от нее.

Во внутрицерковной деятельности Архиерейский Собор посчитал важным достичь координации всех частей церковного организма.

— Как Вы оцениваете нынешнее состояние межцерковных взаимоотношений и перспективы сотрудничества Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей?

— С Армянской Апостольской Церковью у нас сложились весьма добрые взаимосвязи. Мы уважаем ее как древнюю Церковь, которая, подобно Церкви Русской, исторически стала ведущей духовной силой своего народа, основой его культуры и государственности. Сегодня она особо помогает взаимодействию между Арменией, Россией и другими странами Содружества Независимых Государств.

Хотелось бы отметить наши прекрасные личные отношения с Предстоятелем Армянской Апостольской Церкви — Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. В сентябре 2001 года по случаю празднования 1700-летия принятия Арменией христианства состоялся Наш визит в Армянскую Апостольскую Церковь. В свою очередь, Католикос Гарегин II многократно посещал нашу Церковь, в ходе чего мы всегда имели искреннее братское общение.

На протяжении многих лет Русская Православная Церковь принимает участие в общеправославном диалоге с семьей Церквей, в которую входит Армянская Апостольская Церковь. В рамках подготовки к этому диалогу мы проводим регулярные консультации на двустороннем уровне. В феврале 2001 года в Святом Эчмиадзине прошли первые двусторонние собеседования между представителями двух Церквей. В ноябре 2004 года делегация нашей Церкви снова посетила Святой Эчмиадзин с целью согласования повестки двухсторонних собеседований. Представитель Армянской Церкви епископ Езник (Петросян) недавно приезжал в Россию с целью обсуждения сотрудничества в области совместного изучения богословских и пастырских вопросов, в сфере дел милосердия и церковно-общественного служения.

Представители Армянской и Русской Церквей плодотворно взаимодействуют в различных межрелигиозных организациях. Например, в прошлом году на II Межрелигиозном миротворческом форуме был образован Межрелигиозный совет СНГ, соучредителем которого явилась и Армянская Апостольская Церковь. Святейший Патриарх и Католикос Гарегин II вошел в состав президиума этого Совета.

— В 2005 году народы России и Армении, как и весь цивилизованный мир, отмечают 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этом же году исполняется 90лет геноциду  армян  в  Османской  империи.  Что,  на Ваш взгляд, могут и должны сделать общество, государство и Церковь, дабы исключить возможность повторения преступлений фашизма и нацизма?

— XX век был одним из самых кровавых столетий для многих народов мира, в том числе народов Армении и России. Без духовного осмысления этих событий, повлекших страдания миллионов безвинных людей, без скорбной памяти о тех, кто отдали свою жизнь за правду Божию, нельзя строить будущее общество. Стараться забыть о трагическом прошлом, делать вид, что ничего не происходило, — значит давать повод и стимул силам, сеющим рознь и ненависть между народами, между религиями, между государствами, вновь вершить свои черные дела. Общество обязано открыто говорить о попытках повторения преступлений фашизма и нацизма. Государство должно предупреждать и пресекать появление агрессивных групп с экстремистской идеологией. Церковь может настойчивой проповедью раскрывать безбожную суть того, что разделяет людей. Только совместными усилиями мы сможем противостоять злу.

— Русская Православная Церковь пользуется огромным уважением и авторитетом в Армении и в армянской диаспоре. С каким посланием Вы хотели бы обратиться к армянскому народу и, в частности, к армянам, живущим в России?

— Хотел бы пожелать армянскому народу помощи Божией, согласия и взаимопонимания, духовного мира и радости. Наши народы имеют многовековую общую историю и ныне продолжают идти рука об руку, пытаясь вместе преодолеть возникающие на пути трудности.

Уверен, что такое же видение отношений между нашими народами существует у людей, живущих в Армении и составляющих армянскую диаспору, множество представителей которой пребывает в России.

Недавно я имел возможность присутствовать при начале строительства армянского кафедрального соборного храма в честь Животворящего Креста Господня в Москве. Отрадно, что армянские христиане, составляющие большую общину в городе, где я являюсь правящим епископом, вскоре будут иметь обширный храм, в котором смогут духовно возрастать, черпать внутренние силы, укрепляться в вере Христовой и осенять себя Животворящим Крестом Господним для продолжения своего жизненного пути.

Надеюсь, что сыны и дочери армянского народа в нашей стране всегда будут желанными друзьями, а их труды внесут добрый  вклад в преумножение славы и благосостояния России.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Святейший Патриарх Кирилл принял поздравления с праздником Рождества Христова от духовенства, несущего послушания в Канцелярии Московской Патриархии

В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл встретился с детской делегацией соотечественников из Киргизии

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятелей Древних Восточных Церквей, празднующих Рождество по юлианскому календарю

По просьбе Президента России В.В. Путина Святейший Патриарх Кирилл освятил нательные кресты для военнослужащих, принимающих участие в СВО

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Кирилл привел к присяге нового члена церковного суда Московской (городской) епархии