Представитель Святого Престола в Москве архиепископ Антонио Меннини не видит оснований говорить о клерикализации государственной и общественной жизни в России.
«Русская Православная Церковь, наравне с другими существующими в стране вероисповеданиями, вновь обретает свое место в российском обществе — после многих лет атеизма и репрессий, когда миллионы верующих были лишены возможности черпать из духовных источников Евангелия и нравственных ценностей, которые несет в себе Благая Весть», — сказал А. Меннини в интервью «Интерфаксу».
Конституционное отделение друг от друга государства и Церкви, по его словам, «не должно означать отсутствия между ними сотрудничества в целях нравственного, социального и духовного развития современной России».
Архиепископ напомнил, как недавно президент Италии Джорджио Наполитано, «имеющий светское мировоззрение», призвал преодолевать социальный кризис в стране через «самый настоящий союз» государства и Церкви, причем его предложение, по словам архиепископа, «не вызвало никакой критики даже самых убежденных сторонников светского характера общества».
Представитель Ватикана привел также слова итальянского философа либеральных взглядов Бенедетто Кроче, который, говоря об Италии, утверждал, что «мы не можем не называть себя христианами».
«Эти слова, думаю, являют собой должное признание того факта, что история Италии, ее культура, искусство и так далее сформировались во многом благодаря христианству и его духовным ценностям. Христианству, которое в ходе истории представляла Католическая Церковь», — сказал собеседник агентства.
И точно так же, по мнению прелата, можно сегодня говорить о роли Русской Православной Церкви «по отношению к истории и культуре этой большой страны, так же, как и к вере большинства ее жителей».
Архиепископ Меннини также поддержал сторонников преподавания в России «Основ православной культуры» и включения теологии в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии.
«Речь идет об очень положительном явлении. К тому же, имеется в виду факультативное преподавание, что гарантирует свободу выбора для учеников, принадлежащих к другим христианским конфессиям и другим религиям», — отметил представитель Ватикана.
Он напомнил, что в Италии, например, в школах преподают католичество, и преподаватели этого предмета, как миряне, так и священники и монахини, назначаются компетентными представителями светской власти, но по рекомендации местного епископа.
Кроме того, по его мнению, введение в российских вузах богословских факультетов «не может оставаться в стороне от общего договора между государством и Церковью, который признает за Церковью некоторые прерогативы контроля как учебных программ, так и преподавательского состава».
Собеседник агентства рассказал, что в Германии существует давняя традиция включать богословие в учебную программу государственных университетов, и такая же традиция существовала в Италии до конца XIX века, пока государство не упразднило факультеты богословия.