25 декабря 2012 года Священный Синод утвердил документы, регламентирующие деятельность воскресных школ. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий рассказал о том, зачем нужно создавать стандарты для воскресных школ.
Залог качественного образования
Следует отметить, что мы не говорим о всеобщем государственном лицензировании школ, а только о добровольном. В принятых документах данные школы имеют наименование «Центр духовно-нравственного воспитания» и отличаются от обычной тем, что, приобретая статус учреждения дополнительного образования, получают от государства финансирование, а также такие преференции как, например, признание рабочего стажа для педагогов. В ходе обсуждения поступили замечания, в том числе и от представителей Московской областной епархии. Многие опасались возможности закрытия воскресных школ в случае их государственного лицензирования как учреждений дополнительного образования. В связи с этим в документы были внесены необходимые уточнения, касающиеся наименования воскресной школы, имеющей статус юридического лица.
Данный пакет документов является очередным этапом стандартизации православного образования, необходимой для повышения престижа и качества православного образования. Ранее, на заседании Священного Синода от 27 июля 2011 года был утвержден «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», который обязателен для реализации в православных школах и гимназиях. При этом нужно отметить, что утвержденные документы разработаны с учетом современных федеральных государственных образовательных стандартов и вписываются в светскую систему образования. Кстати сказать, эксперты светской педагогической науки высоко оценили данные документы.
Учитывая, что православных общеобразовательных школ в России мало, а школьный предмет «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» является все же культурологическим, поэтому именно воскресная школа и является тем местом, где ребенок и взрослый могут получить полноценные знания о православной вере. Чтобы эти знания были верными, нужен системный подход и образовательный минимум, что, собственно, и предполагает Стандарт.
Воскресные школы сохранят свою многоликость
Принятые в конце 2012 года Священным Синодом документы задают необходимый минимум знаний, который должен получить каждый, обучающийся в воскресной школе. Однако нужно пояснить, что Стандарт учебно-воспитательной деятельности является рамочным документом, то есть является ориентиром для всех приходских и монастырских воскресных школ. Объем знаний, который получает учащийся, должен быть не менее заданного уровня.
Весь пакет документов для воскресных школ является, по сути, руководством к созданию учебно-воспитательной среды, формируя которую, мы стремимся к главной нашей цели — воспитание ребенка в Церкви.
Следующими важными этапом на пути к созданию полноценной системы воскресных школ и оптимизации их деятельности являются осознание важности дошкольной ступени образования и создание нового, современного, доступного учебно-методического комплекта к указанным в Стандарте программам по Основам православной веры.
Ныне существующие многочисленные учебники и пособия не соответствуют современным требованиям, поэтому нужно искать новые подходы к преподаванию Основ православной веры, других предметов и дисциплин, которые вводит в учебную жизнь воскресной школы принятый образовательный Стандарт.
Утвержденный Стандарт включает в себя две программы для разных школьных групп, поэтому и учебных комплектов должно быть два. Каждый учебный комплект должен быть создан с учетом возрастных психологических особенностей и включать в себя учебное пособие, методическое пособие для учителя, рабочую тетрадь и медиа сопровождение. Создание подобного универсального учебного комплекта поможет каждой конкретной школе уйти от хаотичного преподавания Основ православной веры и встать на путь систематизации учебно-воспитательного процесса.
Стандарт не преследует цель сделать школы однотипными, исключая из них авторские и новационные подходы, а наоборот — их приветствует, ведь именно они и создают индивидуальный облик школы. Искренняя вера и личный пример преподавателя помогут ребенку заинтересоваться опытом Церкви и стать полноправным ее членом.
Руководству и наставникам воскресных школ важно помнить, что перед воскресной школой не стоит цели воспитать священнослужителя, но воспитать христианина, который при желании может себя реализовать в качестве, например, приходского миссионера, социального работника или катехизатора, при этом работая в светском учреждении.
Какая воскресная школа эффективна?
В системе религиозного образования экономическая целесообразность не является критерием эффективности работы школ. Основным качественным показателем ее деятельности является нравственно зрелый православный христианин. В свое время стояла задача иметь воскресную школу при каждом приходе, большом или малом, так как школа является неотъемлемой частью приходской общины.
На данный момент количество воскресных школ составляет более десяти тысяч. Уверен, эти цифры будут только расти.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации будет всячески содействовать епархиальным отделам, директорам и сотрудникам воскресных школ в процессе внедрения Стандартов. Надеемся на понимание и плодотворное сотрудничество, поскольку любое большое дело будет успешным только благодаря общими усилиями.
***
В своем заседании 25-26 декабря 2012 года Священный Синод принял следующие документы:
- «Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»;
- «Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)"»;
- «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».
Все они прошли широкое внутрицерковное и общественное обсуждение, в том числе и на международном уровне, апробированы в некоторых епархиях и приходах Русской Православной Церкви.
Портал «Приходы»/Патриархия.ru