Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Необходимо объединить усилия Церкви, государства и всего общества перед лицом уничтожения нации

Версия для печати
14 июля 2005 г. 18:12

Интервью руководителя Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонаха Анатолия (Берестова) порталу <b>Патриархия.ru</b>

— Отец Анатолий, Вы участвовали сегодня в заседании оргкомитета конференции, посвященной проблеме наркомании и алкоголизма, которая должна пройти в Москве в ноябре. Скажите, пожалуйста, какие цели ставят организаторы конференции?

— Конференция носит рабочее название «Национальная сфера ответственности: Власть, бизнес и общество — против наркомании в России». Цель конференции — объединение всех слоев общества (властных структур, Церкви, бизнеса) в борьбе с наркоманией и алкоголизмом. Почему мы говорим об участии бизнеса? Дело в том, что международный наркобизнес обладает огромными ресурсами, которые многократно перекрывают возможности государств, борющихся с наркотрафиком.

Кроме того, наше общество сейчас находится в демографической яме, народ попросту вымирает. И решающую роль в демографическом кризисе играют пьянство и наркомания. Показано, что до 70% мужского населения умирает от последствий алкоголизма. До 2004 года в России погибало от наркотиков примерно 70 тыс. молодых людей в год. Это гораздо больше, чем за десять лет войны в Афганистане — в той войне погибло 16,5 тыс. человек. А тут — в один год 70 тысяч, и главное — молодежи…

А после печально известного Постановления Правительства №231 от 6 мая 2004 года, которое де-юре определило минимальные дозы наркотических веществ, влекущих уголовную ответственность, а де-факто легализовало наркоманию, способствовало распространению наркотиков, смертность неимоверно увеличилась. В среднем по стране смертность увеличилась на 60%, а в некоторых регионах на 400 и 800 процентов! Например, в Московской области смертность увеличилась на 400%.

И в 2004 году от наркотиков погибло уже не 70 тыс., как в 2003 году, а более 112 тыс. человек. Это — по приближенным данным.

— Скажите, пожалуйста, откуда взяты эти данные?

— Это официальные цифры, которые предоставляет Государственная Дума и Госнаркоконтроль России. И если мы ситуацию не переломим, если мы всем обществом не возьмемся за борьбу, то Россия просто погибнет через десять-пятнадцать лет.

Меня поразил тот факт, что на церковной конференции по демографической ситуации в России министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов сказал, что нам необходимо (поскольку невозможно естественным путем увеличить численность населения) призвать иммигрантов из арабских стран. Почему из арабских? Почему нам не пригласить на родину те 20 миллионов русских, которые после распада СССР оказались за границами России? И это отнюдь не националистический подход; это — государственный подход к вопросу.

Вы знаете, на западе получают распространение карты России, которые выглядят весьма любопытно: территория страны разделена на две части — европейскую, до Урала, которая и называется собственно Россией, и восточную, за Уралом, которая окрашена в другой цвет и названа Syberia. И эта территория считается ничейной, которую можно занимать...

Вообще, против населения России ведется война — алкогольная, наркотическая, табачная. Вернее, даже не война — ибо военные действия предполагают противостояние, а здесь его нет — здесь налицо умерщвление, истребление людей на определенной территории. Мы должны это понять и объединиться перед угрозой нашего уничтожения.

Кому выгодно это истребление? Судите сами: после того как американские войска вошли в Афганистан, многие считали, что наркотрафик в Россию уменьшится. Не тут-то было: площади посевов мака увеличились, и количество произведенного героина значительно возросло. А поскольку уничтожили границу в Афганистане, наркотрафик пошел прямым путем в Россию — ведь с Казахстаном у нас практически открытая граница.

Кроме того, в Сибирь (особенно в Восточную Сибирь и на Дальний Восток) широким потоком завозится китайский технический спирт, содержание вредных веществ в котором превышает ПДК (предельно допустимую концентрацию) почти в триста раз! В результате в стране ежегодно погибает от спирта и так называемой «паленой» водки более 40 тысяч человек. И это плюс к тем 112 тысячам, которые погибают от наркотиков.

— Скажите, пожалуйста, отец Анатолий: данные, о которых Вы говорите, взяты из государственных информационных источников; существуют различные федеральные и региональные программы по профилактике наркомании и алкоголизма. Почему, по Вашему мнению, эти меры столь малоэффективны?

— Вы знаете, в России нет единой концепции профилактики наркомании и алкоголизма, нет единой концепции борьбы с наркобизнесом. Ту новую структуру, Федеральную службу Госнаркоконтроля, которая не так давно организована, сразу же обескровили, лишив ее достаточного финансирования.

Вот пример. Я связан со службой Госнаркоконтроля многих регионов. Ко мне недавно обратились сотрудники одного из областных управлений за помощью: «Отец Анатолий, помогите, если бы у нас было еще хотя бы десять тысяч рублей, мы бы многое сделали». Всего десять тысяч рублей. Государственная структура обратилась за помощью к Церкви. И наш Душепопечительский центр, как мог, помог и помогает сейчас этим людям.

К сожалению, не секрет, что порой деятельность правоохранительных органов, в том числе и связанных с антинаркотической работой, тормозится из-за коррумпированности отдельных сотрудников. Нами предлагались методы борьбы с коррупцией в правоохранительных органах — в рамках работы Антикоррупционного комитета, членом которого я являюсь, но эта наша инициатива не нашла отклика.

— Конференция, проведение которой запланировано на ноябрь, несомненно, будет иметь большое значение в деле объединения усилий Церкви и государства в борьбе с наркоманией. Какие практические результаты могут быть достигнуты в ходе конференции?

— На конференции мы поставим вопрос перед властными структурами об усилении работы правоохранительных органов, и, в частности, Госнаркоконтроля, о принятии концепции профилактики наркомании и алкоголизма, о борьбе с пьянством и курением, особенно среди детей (это, к сожалению, уже реальность), подростков и юношества.

Судите сами: среди курящих детей риск стать наркоманом в 55 раз выше, чем у некурящих. А среди курящих и пьющих детей такой риск выше в сто раз. А ведь наши дети, по статистике, начинают курить в среднем в 11 лет.

Поэтому мы предлагаем ввести ограничения в продаже табачных, а также спирто-водочных изделий (в том числе и пива) молодежи, установив нижний возрастной предел в 21 год. И строго наказывать тех людей, кто будет продавать детям и молодежи табачные и спирто-водочные изделия. И, если молодой человек совершит преступление, то к наказанию привлекать и тех, кто напоил подростка или продал ему наркотики.

— Отец Анатолий, в понедельник запланирован визит в Душепопечительский центр Председателя Совета Федерации С. Миронова.

— Мы обсудим с г-ном Мироновым основные вопросы. Церковь выработала свою концепцию профилактики наркомании, которую она может предложить в качестве основы для государственной программы. Председатель Совета Федерации в ходе визита будет с этой концепцией ознакомлен.

Затем, мы обсудим вопросы концепции проведения ноябрьской конференции, вопросы, касающиеся перспектив привлечения властных структур и бизнеса в борьбу против наркотиков. И, мне кажется, может быть поставлен вопрос о том, что ответственность за эту борьбу должны взять на себя Президент страны и Правительство.

Ну, и третий вопрос, который мы обсудим в ходе визита, — это помощь в строительстве нашего Душепопечительского центра.

Патриархия.ru

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова: Политика невозможна без нравственности

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»