Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Вера по случаю и по промыслу

Версия для печати
18 мая 2013 г. 14:53

10-15 мая 2013 года Предстоятель Русской Православной Церкви совершил визит в Китай. Об итогах визита специально для «Российской газеты» рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Владыка, если посмотреть на «религиозную карту» Китая и полистать статистику, то увиденное озадачивает — в КНР миллионы буддистов, даосов, мусульман, протестантов, католиков. И при этом 200 православным верующим в Харбине рьяно настроенные «проверяльщики» так и не дали войти в храм. Первая мысль: православные со своей миссией в Китае «отстали», им еще догонять и догонять. Но на встрече с журналистами Патриарх сказал, что «мы идем правильными шагами» и это «органичное развитие отношений». Какова же стратегия Русской Православной Церкви в отношении развития Православия в Китае?

— Русская Православная Церковь — одна из Церквей с многочисленной, многомиллионной паствой. Но при этом для нее никогда не было свойственно гоняться за цифрами, числом верующих. И та миссионерская работа, которую Церковь вела в далеких странах, была продиктована не стремлением увеличить паству на еще сколько-то миллионов людей, но стремлением довести ко спасению тех людей, которые откликнулись на нашу проповедь, а также (и прежде всего) тех людей, которые тем или иным образом связаны с русской православной традицией.

Православия в Китае могло не быть вообще. Это страна, где изначально развивались совсем другие религиозные традиции. Православие в Китае появилось, как сказал бы светский наблюдатель, случайно. Но мы, церковные люди, видим в этом промысл Божий. Оно появилось благодаря группе русских военнопленных, которые оказались в Пекине и которым было позволено поселиться компактно, иметь своего священника и богослужения. Им были даны в жены китаянки, и с каждым новым поколением русской крови в роду становилось все меньше, а православная вера сохранялась. И именно таким — очень даже необычным — образом появилось китайское Православие. Оно началось с русских людей, но постепенно их потомки стали китайцами и говорили только на китайском языке.

Для них — для их пастырского окормления — была создана Русская духовная миссия, которая занималась переводом Священного Писания, православного богослужения, богословской литературы на китайский язык. И таким образом Православие установилось в Китае.

Конечно, послереволюционные события, когда в Китай хлынули тысячи русских эмигрантов, очень существенно повлияли на Православную Церковь в Китае, которая за счет них значительно расширилась в начале ХХ века. Но потом, когда в 40-е годы начался массовый отток русских из Китая, они после себя оставляли храмы, и в этих храмах оставались китайские православные верующие. Таким образом сложился удивительный феномен — китайское Православие. Это сейчас, конечно, немногочисленная группа людей, но она имеет очень серьезный потенциал роста. Во-первых, за счет внутренних ресурсов, а во-вторых, за счет тех православных людей, которые — временно или постоянно — оказываются на территории Китая уже в наше время. Это русские студенты и бизнесмены, а также греки, сербы, православные американцы и т.п. На богослужении в Шанхае были люди из семи китайских городов, принадлежащие к очень разным национальным группам. Поэтому когда мы говорим о стратегии развития Православия в Китае, речь идет не о каком-то фантоме, а о реальных людях. Их сейчас немного, но может быть гораздо больше. Если в так называемых действующих храмах, где нет священников, они появятся, если храмы, которые пока еще используются не по назначению, станут использоваться по назначению.

— Почему Православие в Китае не относится к официально признанным религиям?

— Из-за своей малочисленности.

— Почему именно сейчас возникла необходимость поездки Патриарха в Китай?

— Потребность возникла гораздо раньше. И Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом и возглавляя ОВЦС, неоднократно посещал Китай. Впервые он приехал сюда в 1993 году и можно сказать, что с этого момента началась подготовка Патриаршего визита в Китай. Хотя, честно говоря, когда я стал председателем ОВЦС и перенял от Патриарха «китайскую тему», когда провел первые переговоры с нашими китайским партнерами, я не ожидал, что мы сможем так быстро подойти к такому замечательному событию, как первый в истории визит Патриарха в Китай. Причем визит, который прошел на максимально возможном высоком уровне, который включал в себя встречу с руководителем КНР, чего не было ни в истории Русской Церкви, ни в истории Китайской Народной Республики. Еще никогда лидер Китая с 1949 года не встречался с главой какой-либо христианской церкви!

— Какова принципиальная идеологическая позиция сегодняшней власти Китая по отношению к вере? Она только терпит ее? Или подспудно отторгает и теснит?

— Гонения на религию и ее притеснение были характерны для периода «культурной революции». А уже в 70-е годы наметились изменения позиции государства в отношении к религии. И в настоящее время китайское государство стремится к тому, чтобы верующие люди полноценно участвовали в достижении тех целей, которые китайское руководство ставит перед своей страной. А для этого, конечно, необходима свобода вероисповедания. В Китае все религиозные конфессии находятся под контролем государства, и Государственное управление по делам религий (как в свое время в Советском Союзе Совет по делам религий) как раз и занимается тем, что контролирует все религиозные конфессии. Мы должны понимать, что развитие Православной Церкви в Китае возможно именно в этих условиях. Поэтому с самого начала вели диалог с китайским управлением по делам религий как нашим основным партнером, от которого во многом зависит то, с какой скоростью будет развиваться Православие в Китае и преодолеваться препятствия, которые пока еще стоят.

— Как участник подготовки визита не расскажете, были ли какие-то сильные изменения позиций?

— Могу сказать только одно: все пожелания, которые у нас были, китайская сторона удовлетворила полностью. Это касается и встреч с верующими, и богослужений, в том числе богослужения в Шанхайском соборе в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», который не использовался в богослужебных целях почти полвека.

— Что будет с православными святынями Китая, с памятью о китайских мучениках, о канонизированном святителе Иоанне, епископе Шанхайском и Сан-Франциском?

— Есть идея сделать шанхайский кафедральный собор в честь иконы «Споручница грешных» местом постоянных экспозиций, часть которых в том числе была бы посвящена и истории русского присутствия в Китае, выдающимся личностям в истории Китайской Православной Церкви, таким как святитель Иоанн Максимович.

— Расскажите о впечатлениях от визита.

— Этот визит запомнится очень большим эмоциональным и духовным подъемом и тем, кто участвовал в его подготовке, и тем, кто участвовал в самом визите, и, конечно, православным верующим в Китае. Мы видели радость на их лицах, мы видели блеск в их глазах. Мы видели слезы на глазах, когда они говорили о том, как они хотели бы, чтобы открылись храмы, чтобы в них регулярно совершались богослужения, чтобы у них были китайские православные священники. Это было очень трогательно и произвело очень глубокое впечатление на всех нас. Я думаю, что такие богослужения, как Литургия в Покровском храме в Харбине и Литургия в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае, никогда не изгладятся из нашей памяти. Думаю, что за четыре года моей работы в должности Председателя ОВЦС, это были самые яркие впечатления.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Волоколамскому Антонию орден благоверного князя Даниила Московского

Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Волоколамскому Антонию орден благоверного князя Даниила Московского

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с новоназначенным послом России в Швеции

Завершился визит председателя ОВЦС в Китай

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Завершился визит председателя ОВЦС в Китай

Председатель ОВЦС возглавил празднование 15-летия освящения Успенского храма при Посольстве России в Пекине

Председатель ОВЦС вручил Патриаршую награду послу России в Китае

Представители Русской Церкви приняли участие в заседании российской части Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития

Другие интервью

Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы»

Архиепископ Сурожский Елисей: Даже самые напряженные отношения между странами не мешают церковному народу нести свое свидетельство веры

Крещение Руси — событие выше любых конъюнктурных обстоятельств

Диакон Александр Волков: Патриарх посетит Брест, а визит в Латвию отложен

Общение со Святейшим Патриархом никого не может оставить равнодушным

В.Р. Легойда: Патриарший визит в Православную Церковь Молдовы носит пастырский характер

Митрополит Волоколамский Иларион: Надеюсь, что визит Святейшего Патриарха Кирилла принесет большую пользу православным верующим Эстонии

Митрополит Волоколамский Иларион: Вера по случаю и по промыслу

Митрополит Волоколамский Иларион: Россия и Польша должны сгладить взаимные обиды и перезагрузить отношения

Митрополит Волоколамский Иларион: Россияне и поляки должны двигаться навстречу друг другу как христиане и родственники